Сплав по Керженцу Быдреевка — Хахалы (48 км). Часть 3: День 2

Здравствуйте, дорогие читатели!

В двух предыдущих публикациях я рассказал об используемом снаряжении, дороге до реки и первом дне сплава. В этот раз речь пойдёт о том, как прошёл второй день нашего путешествия. Напомню, что сплав проходил по реке Керженец в Нижегородской области в конце июня 2018 года. Со мной в походе участвовали мои друзья Дмитрий и Александр.

Часть 1: Снаряжение и маршрут

Часть 2: День 1

Утро, фильтрация воды, любопытные дети и колодец

Проснувшись около семи утра, мы наспех позавтракали злаковыми батончиками с кофе, собрали лагерь и отправились в дальнейший путь. По плану, сегодня мы должны были пройти 20 километров до деревни Взвоз. Навигация и пройденное расстояние определялось по навигатору Garmin GPSMAP 64, который хорошо себя зарекомендовал в предыдущем походе. Нашей ближайшей целью была деревня Мериново, в которой мы надеялись запастись питьевой водой. Вся купленная накануне вода у нас закончилась и для утоления жажды по время сплава мы профильтровали несколько литров речной воды. Для очистки использовался мембранный фильтр Sawyer Squeeze, который, имеет размер поры 0,1 мкм. и, по заявлению производителя, обеспечивает защиту от бактерий на 99,999%. Забегая вперёд, хочу заметить, что за всё время похода никто из нас не отравился и употребление очищенной речной воды не отразилось на нашем здоровье. В тоже время, хочу заметить, что на данный момент ни один современный фильтр не способен очистить воду на 100%, убрать радиоактивные, химические или вирусные загрязнения, а также, сделать пригодной для употребления морскую воду. Никогда не пейте не очищенную воду из незнакомых источников, а также, не забывайте её кипятить перед употреблением.
изображение из интернета
Не доходя деревни Мериново мы обнаружили купающихся в реке детей школьного возраста. Едва заметив нас, ребята проявили незаурядный интерес, и с криками: «Туристы! Туристы!», окружили наши байдарки. Самые отважные из них вцепились руками в борта и, не давая хода, требовали прокатиться. Думаю, многие уважаемые люди с лёгкостью смогут подтвердить, что я человек мирный и уравновешенный, но даже я потерял всякое терпение после нескольких неудачных попыток вразумить детей словом. Они, словно репей, облепили лодку, угрожая опрокинуть её вместе с экипажем, поэтому мне пришлось пустить в ход последнее средство убеждения, а именно — весло. С его помощью мне удалось вразумить даже самых отъявленных хулиганов и вырваться их лап речных пиратов.
В Мериново есть большой песчаный пляж, за которым на воде стоят деревянные мосточки для полоскания выстиранной одежды и напоминающие морские пирсы. Помня о недавней стычке с «пиратами» мы не рискнули подходить близко к пляжу, а причалили к этим мосточкам, где съехали на берег. Чуть выше на берегу находится колодец, в котором можно набрать питьевой воды, и о котором мы узнали из заранее изученной лоции. Вода из колодца имеет приятный вкус и на вид вполне пригодна для употребления без очистки. Как нам рассказали местные жители, к ним в деревню специально приезжают за водой из других сёл, и дальше вниз по реке не будет хороших источников воды до самых Хахал. Принял эту ценную информацию к сведению, мы постарались запасти как можно больше воды, которой нам хватило до конца всего путешествия.

Скромный обед, поиск стоянки и снова комары

Немного отойдя от Мериново мы заприметили небольшой пляж на левом берегу реки и решили остановиться на нём, чтобы пообедать. На обед у нас были готовые вторые блюда от компании Кронидов. Еда, а в данном случае, это была свинина с фасолью, герметично упакована в пакет из фольги, что, по сравнению с жестяными консервными банками, существенно уменьшает вес и благоприятно сказывается на здоровье спины. Для разогрева пищи мы использовали Беспламенные нагреватели пищи (БНП), заказанные также в компании «Кронидов». БНП — это пластиковый пакет, внутрь которого помещён реагент, выделяющий тепло при контакте с водой. Пакет с едой помещается внутрь БНП, затем туда заливается вода и минут через пятнадцать пища становится тёплой. Очень важно, чтобы еда была герметично упакована и не вступала в контакт с реагентом. После использования, не кидайте БНП в костёр, так как он может взорваться, а утилизируйте, как обычный неорганический мусор. Наевшись, мы обленились и чуть было не поддались искушению вернуться в Мериново и закончить сплав там. К счастью, Дмитрий убедил нас в обратном и мы оправились в дальнейший путь.

Согласно навигатору, после Мериново нас ждала деревня Взвоз, за которой на несколько десятков километров тянулась полоса дикого леса. Мы рассчитывали встать на стоянку после Взвоза, пройдя за сегодня около 20 километров. Незаметно поменялся характер реки: русло стало более извилистым, чаще стали появляться песчаные мели, а из воды торчали стволы поваленных деревьев. Приходилось много маневрировать, чтобы не наскочить на мели и острые ветки. Берега с двух сторон покрывал густой лес, однажды мы видели, как в воду нырнул большой бобр. Взвоз остался за кормой, а подходящего места для стоянки видно не было. Как я выяснил позже, взвозом называется тип улицы, идущей под горку, то есть, спуск (например, Васильевский спуск в Москве). Пройдя ещё несколько километров, мы, наконец, нашли подходящее место для лагеря. Вдоль правого берега шла просёлочная дорога, рядом с которой была удобная лужайка со старым кострищем. Здесь мы съехали на берег и разбили лагерь. Неудобство было лишь в крутом песчаном береге, на который было тяжело поднимать лодки и вещи. На ужин у нас были макароны с тушёнкой и сладкий чай с печеньем. После ужина я решил помыться в реке, хотя вода уже стала прохладной. На мой призыв присоединиться, друзья покрутили пальцем у виска и обозвали меня чистоплюем. Поначалу входить в холодную речную воду было тяжело, ощущение словно тысячи маленьких иголок впиваются в мышцы. Но стоило пересилить себя и привыкнуть, как вода переставала казаться холодной и становилась тёплой.
изображение из интернета
Искупавшись, я планировал посидеть на берегу реки, но снова налетели комары, от которых пришлось спасаться в палатке. Из развлечений у нас был джин и старые анекдоты, с помощью которых мы скоротали вечер и легли спать. Спалось по прежнему скверно, в палатке было очень жарко и душно, а на улице жужжали насекомые.
По плану на следующий день мы должны были пройти 20 километров до деревни Лещёво, но могли досрочно закончить сплав, пройдя около 25 километров до Хахал. Вот цитата из путевого журнала за второй день путешествия:
«В Мериново взяли воды. Прошли до Взвоза 20 километров. Комаров по прежнему много. Завтра идти 20 км. до Лещёво. Идём с опережением».
Так завершился второй день нашего путешествия.