Сплав по Керженцу Быдреевка — Хахалы (48 км). Часть 2: День 1

 Здравствуйте, дорогие читатели!

В предыдущей публикации я рассказал о том, как на свет появилась идея сплавиться по реке Керженец, какое снаряжение мы использовали и как зарегистрироваться в МЧС. Сегодня речь пойдёт о том, как мы добирались до реки и как прошёл первый день сплава. Со мной на сплав отправились мои друзья — Александр и Дмитрий. Без их участия этот поход не состоялся бы. Выражаю им благодарность за всяческую помощь и поддержку во время нашего приключения.

Часть 1: Снаряжение и маршрут

Такси, чемпионат мира по футболу, газовые баллоны и приключения на вокзале

От дома до Курского вокзала мы поехали на такси, предусмотрительно заказав заранее 6-ти местный минивэн (три места для нас и три для багажа). Напомню, что все вещи, вместе с байдарками, поместились в три 120 литровых гермомешка, высотой 1,5 метра и весом около 28 кг. каждый. Машину заказывали в местной службе такси (тел. +7(499)653-64-72), стоимость поездки до вокзала составила 1600 рублей. Наш поезд отправлялся в 09:30 утра, это скоростной экспресс «Ласточка», следующий прямым рейсом из Москвы в Нижний Новгород. По пути он делает всего шесть остановок, время в пути составляет около 4-х часов. Так уж совпало, что наше путешествие выпало на время, когда в России проходил чемпионат мира по футболу и, как назло, матчи проходили в Москве и в Нижнем Новгороде. Это обстоятельство вызывало сразу две проблемы: 1. футбольные болельщики раскупили практически все билеты и мы с трудом смогли найти свободные места на поезд, 2. на вокзалах ужесточили меры безопасности и мы очень переживали, что у нас отберут газовые баллоны, которые мы взяли для приготовления пищи, т.к. они являются взрывоопасными. Я не знал наверняка, можно ли будет купить баллоны в Нижнем и будет ли у нас на это время, поэтому мы взяли с собой запас сухого топлива. Приготовление пищи на костре рассматривалось, как самый последний способ: на заготовку дров уходит много времени и сил, а еда на костре готовится медленно.
 
На вокзал мы приехали за полтора часа до отправления поезда. Первым испытанием было прохождение багажного сканера, который расположен при входе. Дождавшись своей очереди, мы положили сумки в сканер, а сами прошли через рамку металлодетектора и затаив дыхание стали ждать. Инспектор не моргнув глазом пропустил все три наших сумки и, с облегчением выдохнув, мы отправились на поиски нужного перрона. Я довольно много путешествую и мне доводилось бывать в аэропортах и на вокзалах в разных городах мира, но только в России, пожалуй, находятся самые запутанные вокзалы. Даже в аэропортах, которые значительно больше, чем вокзалы, навигация более логичная и понятная. Представляю, какой стресс испытывают на российских вокзалах иностранцы. По правилам, наши сумки положено сдавать в багажный вагон, но я переживал за сохранность вещей, поэтому надеялся, что получится договориться с проводником и положить их в вагон. Нам действительно удалось договориться, показав для убедительности багажные квитанции.

Поезд, такси и малодушие

Вагоны в «Ласточке» довольно комфортные, с мягкими креслами, кондиционером и туалетом. Также, в поезде можно купить безалкогольные напитки и различные снеки. Мне не понравились багажные полки — они кажутся слишком узкими, чемодан или большую сумку туда не положишь. Багажная стойка также не слишком большая, поэтому большинство чемоданов с подсказки проводника ставят у дверей, которые не будут открываться на всём пути следования поезда. Справедливости ради хочу заметить, что «Ласточка» в большей степени ориентирована на деловые поездки, когда у вас собой портфель или небольшая сумка с вещами. Для туристических поездок этот поезд не предназначен. В остальном, поезд весьма приятный, стоимость проезда в один конец составляет 1000 рублей с человека.
 
Спустя четыре часа я с друзьями прибыл в Нижний Новгород, где на площади перед вокзалом нас уже ждала машина. Я заранее нашёл минивэн в Нижнем Новгороде, который бы довёз нас от вокзала до реки. Я обращался в компанию «Минивэн-НН» (minivan-nn.ru), услугами которой остался полностью доволен. Машину подали ровно к сроку, водитель помог загрузить багаж, а спустя несколько дней встретил нас в условленной время и привёз обратно на вокзал.
Нижний Новгород — крупный промышленный город, был основан в 1221 году. Мне как-то доводилось в нём раньше бывать и, сказать по правде, делать там особо нечего. Из достопримечательностей в городе есть кремль и красивый вид на слияние рек Оки и Волги. Его привлекательность для путешественников в оперативной доступности от Москвы. Сев на экспресс можно за один день посетить город и вечером вернуться домой.
 
Уже сидя в машине мы решили ехать до Быдреевки, вместо Керженца, сократив таким образом маршрут почти на 20 километров. Главным аргументом при принятии этого решения стали купленные заранее билеты на обратный поезд — мы побоялись не успеть пройти маршрут вовремя и опоздать. Поездка длилась около двух часов и в районе часа дня нас высадили на берегу реки у деревни Быдреевка. Стоимость машины в один конец составила 2800 рублей.

Стапель, испорченная вода и обнос плотины

Разрушенная плотина на реке Керженец. В правом нижнем углу видно защиту камеры.
Площадка для стапеля находится за автомобильным мостом, в конце деревни. По дороге нам встретился колодец, в котором мы решили набрать воды, но вода в нём оказалась испорченной, с резким запахом тухлятины. К счастью, недалеко нашёлся магазин, в котором мы купили канистру с питьевой водой. На сбор лодок и загрузку снаряжения ушло около часа, таким образом, отчалить мы смогли только в начале третьего. Погода была тёплой и солнечной, вода в реке чуть прохладной, берега поросшими сочной зелёной травой и деревьями. Идиллию нарушали лишь летающие кровососущие гады, которых со временем становилось всё больше и больше. В один момент я поймал себя на мысли, что больше отмахиваюсь от насекомых, чем работаю веслом. Не успели мы пройти и пары километров, как обнаружили преграждающие нам путь остатки старой плотины. Бетонные плиты, вместе с обломками арматуры и застрявшими ветками, до полуметра выступали из воды, собирая белые буруны и устремив поток воды в единственный слив. Осмотрев препятствие мы приняли решение не рисковать и обнести плотину по берегу. Думаю, плотину возможно пройти в весенний паводок по большой воде. Удобный обнос находится с правой стороны и занимает около пятнадцати минут.

Первая ночёвка, ужин и комары

Лагерь на берегу
Пройдя немного после плотины мы увидели на правом берегу удобную площадку и около 17-ти часов решили встать на ночёвку напротив деревни Берёзки. Съехав на берег мы столкнулись с облаком кровососущих насекомых, укрыться от которых можно было либо в воде, либо в палатке. Друзья спасались в палатке, а я решил освежиться в прохладной речной воде. От купальщиков на соседнем пляже я узнал, что комары в этих краях всегда водились в достатке, но именно в этом году их развелось особенно много. Беспощадные насекомые оказались невосприимчивы к аэрозоли от насекомых (Gardex Extreme) и испортили нам отдых после дневного перехода. Ужинать пришлось закрывшись в палатке и обливаясь потом от жары и духоты. Мы отварили рис и съели его с рыбными консервами — получилось вкусно и питательно, завершив ужин горячим чаем с имбирным печеньем. Обрабатывая искусанные ноги и руки я начал жалеть, что отправился в поход, но быстро отогнал от тебя эти малодушные мысли. Ночью было очень жарко, забранное маскитной сеткой вентиляционное окно не помогало, а открыть палатку мы не могли, так как снаружи жужжали голодные комары. Из-за жары спалось плохо, уснуть удалось лишь на несколько часов перед рассветом. Все сотовые телефоны (кроме резервного для связи с МЧС) не ловили сигнал и были бесполезны. Чтобы как-то развлечься мы пытались слушать радио, но поймали лишь одну волну, которая была с сильными помехами. Вот выдержка из путевого журнала за первый день сплава:

«Стапель у Быдреевки, прошли 3,8 км. до Берёзки. Обнос плотины. Встали на ночёвку, жарко, много комаров. Завтра идти 20 км. до Взвоза».

Река от места стапеля в Быдреевке и до первого антистапеля в Берёзке проходится легко, единственное препятствие на пути — уже упомянутая выше плотина (обнос по правому берегу). Вода в реке довольно чистая, течение слабое, дно преимущественно песчаное. Берега высокие, поросшие травой и смешанным лесом, мест для стоянки достаточно на обоих берегах, источников питьевой воды мы не обнаружили, поэтому лучше запастись ею заранее (в Быдреевке есть магазин), или же фильтровать речную воду. В июне очень много комаров, если планируете туда поехать, берите с собой больше репеллентов. Сотовая связь на маршруте плохая: МТС не ловит совсем, Билайн ловит плохо и местами, Мегафон и Теле2 не проверяли.

На сегодня это всё, благодарю за внимание! 

-------

Служба такси в Нижнем Новгороде Минивэн-НН: minivan-nn.ru

------- 

Номер телефона минивэн-такси в Люберцах: +7(499)653-64-72 (номер, возможно, уже не актуален).

Комментарии