Пеший поход Балакирево - Рюминское - Лукьянцево (28 км)

Пеший поход Балакирево - Рюминское - Лукьянцево

Идея сходить в поход выходного дня по Александровскому району от села Балакирево до Лукьянцево появилась у меня после прочтения отчёта Странника Сергея "Старая деревня, старый монастырь". О оригинальном походе Странник Сергей прошёл 31 км. от Балакирево до Старой Слободы, мы с супругой только за половину этого пути прошли 28 км., о том, как так вышло читайте далее.

Дорога

Туда: электричка Москва (Ярославский вокзал) - Балакирево. Время в пути 2 часа 44 минуты, стоимость проезда 328 руб.
Обратно: автобус от Лукьянцево до Александрова. Время в пути 20 минут, стоимость проезда 60 руб. Далее электричка Александров - Москва (Ярославский вокзал). Время в пути 2 часа 15 минут, стоимость проезда 274 руб.
Итого, расходы на дорогу составили 662 рубля с человека.

Балакирево - Рюминское (5 км)

Посёлок Балакирево
Посёлок Балакирево расположен в 130 км. на северо-восток от Москвы в живописном уголке Владимирской области. Первые упоминания о Балакирево относятся к 1715 году, когда царский служащий И.В. Балакирев получил эти земли в награду за военную службу. В последствии здесь была построена усадьба и село получило название в её честь.

Во дворе дома сушатся валенки

Этот частный дом совсем зарос плющом

На нас Балакирево не произвело большого впечатления - обычный рабочий посёлок со старыми кирпичными домами и промзоной. С улицы Северная дорога поворачивается налево и начинается хорошо накатанная грунтовка. Практически по прямой она идёт сквозь лес на запад, в сторону села Рюминское. Рядом с Рюминским расположен песчаный карьер, к которому ездят грузовики. Проезжающие машины поднимают целые облака пыли, поэтому идти по дороге, не смотря на красоту окружающего леса, не очень приятно. К счастью, где-то на полпути нас подобрали и подвезли до Рюминского местные жители, за что им огромное спасибо. Эти добрые люди рассказали нам о купели и святом источнике рядом с селом, куда мы потом и направились.

Дорога на Рюминское

Село Рюминское
Село Рюминское упоминается в летописи ещё в 1460 году, во времена правления царя Василия II Тёмного. В 1808 году в селе была построена каменная церковь Тихвинской иконы Божьей Матери. Рюминское было удачно расположено на дороге между Москвой и Переславлем-Залесским. Паломники отправлялись в Переславль на богомолье и останавливались на ночлег в Рюминском. В числе таких богомольцев был русский царь Фёдор III Алексеевич.

Церковь Тихвинской иконы Божьей Матери

Церковь в расположена в самом центре села Рюминское, сейчас её восстанавливают, во время нашего посещения она оказались закрыта, поэтому мы осмотрели её только снаружи. Чтобы попасть к святому источнику, нужно встать спиной к храму и идти по просёлочной дороге вдоль полей на юг (1 км). Источник выложен камнем и выглядит опрятным, вода, на первый взгляд, чистая. Рядом с источником расположена деревянная купель, а вокруг раскинулись зелёные, цветущие дикими травами луга и чернеющие на горизонте дремучие леса. Места здесь дикие и очень красивые.

Купель в Рюминском

Внутри купели

Маленькая ящерица пригрелась в углу под потолком

Устав от полуденной жары мы с супругой решили освежиться и искупаться в купели. Хочу предупредить, что света и окон внутри нет, а дверь захлопывается на пружине, поэтому или берите с собой фонарик, либо, как делали мы, по очереди придерживайте дверь. Видимо, купель построена всего несколько лет назад, внутри всё выглядит опрятно и цивильно: есть лавочка, чтобы присесть или положить вещи и крючки для одежды. Сама купель облицована каким-то камнем, в воду спускается лестница, на полу уложен деревянный настил. Вода оказались очень холодной, от неё прямо веет осенней прохладой и сводит мышцы, но после купания усталости как не бывало. Ты выходишь отдохнувшим и посвежевшим человеком. Искупавшись и набравшись сил мы направились к селу Лукьянцево.

Святой источник в Рюминском

Старый дом в селе Рюминское

Рюминское - Лукьянцево (17 км)
По короткой дороге от Рюминского до Лукьянцево около 6 км., но мы прошли около 17 км., потому что дороги оказались плохими. В Рюминском местные жители рассказали нам, что когда-то до Лукьянцево была дорога, ведущая через лес, но сейчас она заброшена. С нами был спутниковый навигатор Garmin GPSMap 64, который показывал грунтовую городу, ведущую в Лукьянцево. Дорога закончилась при выходе из села и дальше мы пошли, ориентируясь по навигатору, через заросшее травой поле. Сначала трава была нам где-то по пояс и мы достаточно уверенно шли вперед, надеясь всё-таки выйти на какую-нибудь дорогу. Но, чем дальше мы уходили, чем выше и непролазнее становились заросли, а по бокам стал появляться лес.

Дорога через поле на Лукьянцево

Для продвижения где-то на один километр у нас ушло около часа времени, но, тем не менее, мы вышли на неплохую грунтовую дорогу, по которой быстро дошли до небольшого вспаханного поля на краю леса. Отсюда по прямой до Лукьянцево было около 2,5 км., но навигатор показывал нам, что дорога уходит налево, а затем поворачивает к Лукьянцево. В своём путешествии Странник Сергей двигался именно по этому маршруту, к тому же, тропинка выглядела наезженной, поэтому мы уверенно пошли по ней. Через 2,5 км. мы вышли к лесной опушке, на которой располагалась охотничья вышка и, скорее всего, кормушка для кабанов. Вышка и кормушка оказались закрытыми, но вокруг было много кабаньих, собачьих и автомобильных следов. Дорога на опушке заканчивалась небольшим болотцем и ручьём. От этого места до Рюминского оставалось не больше 3 км., но мочить ноги в ручье (мы были обуты в кроссовки) не хотелось, да и вероятная встреча с кабаном не сулила ничего хорошего.

Охотничья вышка в лесу

Мы решили вернуться обратно к вспаханному полю и поискать другой путь. Навигатор показывал просеку, ведущую через лес к автомобильной дороге до Лукьянцево, углубившись и пройдя несколько сотен метров мы действительно нашли её. Мы шли по старой заросшей просеке, которой очень давно не пользовались. Вскоре, пришлось взять палку и в буквальном смысле прорубать себе путь в зарослях полыни и крапивы. В этот момент я впервые пожалел, что не взял с собой мачете, а моя супруга поборола страх острекаться крапивой. Мачете предназначено для рубки тростника и густых зарослей травы в джунглях. Обычно его берут в поход, чтобы выглядеть более брутально, в лучшем случае, для рубки хвороста. Я уже давно перешёл на газ и в походной кухне пользуюсь системой JetBoil.

Супруга в местных джунглях

Чем дальше мы шли, тем хуже становилась дорога: всё чаще попадались глубокие колеи и большие лужи, которые приходилось обходить. Трава стала доходить до пояса и в ней всё чаще стала появляться осока, а из-под ног выпрыгивали зелёные лягушки и проползали, прячась в траве, ужи. Мы приближались к болоту и самым страшным было наступить на гадюку. В один момент мы шли по неприятно проминающемуся под ногами мху и поваленным полусгнившим стволам деревьев, под которыми хлюпала тёмная вода. Несколько раз моя супруга проваливалась в воду, но стойко переносила все невзгоды путешествия. Мы шли по настоящему дикому лесу, в небе над которым гордо парил, высматривая добычу, ястреб.

Просека в лесу

Современной городской житель живёт размеренной и предсказуемой жизнью, в которой, как правило, не остаётся места для сильных эмоций. Приключения, подобные нашему, дают возможность эмоционально встряхнуться и пережить весь спектр чувство - от полного отчаяния и ярости до эйфории. Спустя три часа мы вышли на грунтовую дорогу до Лукьянцево, а в село пришли около 6-ти часов вечера. Идти дальше мы уже не успевали, да и сил оставалось немного, поэтому было решено осмотреть монастырь и вернуться на автобусе в Александров.

Село Лукьянцево
Лукьянцево основано в 1594 году рядом с монастырём Лукияновская пустынь. Монастырь сохранился до наших дней и кроме него, в Лукьянцево смотреть больше не на что, но ради него сюда стоит приехать. Своё название монастырь получил по основателю - монаху Лукиану, его полное название - Богородице-Рождественская Свято-Лукианова пустынь.

Лукианова пустынь

Монастырь находится в конце деревни, к нему ведёт автомобильная дорога, а рядом находится остановка автобуса до Александрова. Сейчас в монастыре ведутся реставрационные работы, но монахи уже живут в кельях, а в храмах проводятся богослужения. В монастыре удивительно спокойной и мирно, хочется вернуться сюда снова. Обветшалые и частично разрушенные постройки придают ему шарм милой старины, словно ты чудесным образом перенёсся на несколько веков в прошлое. До Лукьянцево можно доехать на автобусе № 106 от Александрова. Автобус ходит три раза в день, в 07:25, 14:35 и в 18:00, время в пути 20 минут. Обратные рейсы через пять минут, после прибытия. Будьте внимательны, на конечных остановках автобус долго не стоит.

Стены древнего монастыря

Церковь в монастыре

Ещё одна церковь

Дойти до деревни Бакшеево, как было запланировано, у нас не получилось. Мы не повторили маршрут Странника Сергея, но, несмотря на все трудности, совершили своё паломничество к древней обители. До Александрова мы доехали на автобусе, а затем сели на электричку до Москвы. Времени осмотреть город у нас уже не было, домой мы вернулись около 11-ти вечера.

Заключение

В заключение я дам несколько советов, если вы решитесь повторить наш путь. Для посещения купальни в Рюминском берите с собой купальник и фонарь, освещения внутри нет. Без спутникового навигатора и высоких непромокаемых ботинок даже не стоит пытаться пройти через лес от Рюминского до Лукьянцево. Имейте в виду, что в лесу сотовые телефоны не ловят и воспользоваться им не получится. Воду и продукты берите с собой, или покупайте в Балакирево, магазинов в Рюминском и Лукьянцево нет. В Лукияновой пустыни есть источник с питьевой водой, из которого можно умыться и утолить жажду.
Пеший поход от Балакирево до Лукьянцево получился трудным и интересным. Трудным он получился из-за плохого качества дорог и, местами, их полного отсутствия. Было интересно осмотреть древние святыни и прогуляться по дикому лесу. Если у вас остались вопросы, пишите в комментариях, я постараюсь на них ответить.

На сегодня это всё. Благодарю за внимание. До новых встреч!