Сплав по реке Осётр: Часть 3. День 2

Отчёт о сплаве по реке Осётр (Московская область) с 10.06.2017 по 12.06.2017
Маршрут: Зарайск - Ратькино - Городна - Коломна (52 км.).
Лоция реки Осётр: http://posmotrel.net/osyotr/osyotr.html
Предыдущая попытка сплава по Осетру
Сплав по реке Осётр: Часть 3. День 2
Часть 1. Список используемого снаряжения
Часть 2. День 1

Мы заночевали на берегу реки Осётр рядом с деревней Ратькино. Утром начался дождь и ранний выход из лагеря пришлось отложить до 10 часов.  В деревне мы пополнили запас воды и продолжили путь. Недалеко от деревни Ратькино находится разрушенная усадьба Сенницы, принадлежавшая графу Фёдору Келлеру. В трёх километрах после Ратькино у деревни Аргуново расположен перекат, который без труда проходится по основной струе.

фото: wahokka fotki.yandex.ru

От Аргуново два километра до села Спас-Дощатый. По легенде, царь Иван Грозный плыл по Осетру из Зарайска в Коломну и гонец сообщил о победе над татарским войском. В честь победы царь распорядился построить часовню, строительного материала с собой не было, поэтому пришлось разобрать на доски один из кораблей. Деревянная часовня не сохранилась, в 1709 году на её месте построили каменную церковь Преображения Господня.

фото: tsualex fotki.yandex.ru

В четырёх километрах от села Спас-Дощатый на левом берегу Осетра расположена деревня Бебехово. От Бебехово идёт дорога до деревни Трегубово, расположенной на берегу Оки. В предыдущей попытке сплава по Осетру мы почти дошли до Бебехово и перебирались через Оку в Трегубово.
На правом берегу будет деревня Власьево, за ней река делает широкую петлю и выходит на прямую перед порогом. От Бебехово до Ильясовского порога восемь километров спокойной воды. О приближении к порогу свидетельствуют две деревянные штанги, подвешенные над водой наподобие ворот. За несколько сотен метров до порога становится слышен рёв воды и течение воды замедляется. Порог появился на месте старой плотины, построенной для работы водяной мельницы, его другое название - Ильясовская мельница. Порог начинается с остатков старой плотины и перепадом полметра. Дальше идёт шивера длиной 50 метров и перепадом полтора метра. Главная протока тянется по диагонали справа налево. На выходе из порога расположена узкая горловина, образованная камнями. Прохождение осложняются торчащие из воды валуны и коряги. Ильясовский порог относят ко 2 к.с.

фото: photo.qip.ru

Ильясовский порог пройден моим другом на надувной байдарке "Маэстро 340". Я и мой второй товарищ решили не рисковать и обнести. Обнести можно по правому берегу. Вдоль воды идёт каменистая тропинка, но лучше подняться выше и пройти по грунтовой дороге. При обносе встретились с парой байдарочников на каркасной Варгузе. Они не смогли пройти порог и таскали по берегу вещи. Обнос двух лодок с вещами занял два часа и теперь мы отставали от графика и рисковали не успеть поставить лагерь до темноты. Ночёвка запланирована у села Городна, до него нужно пройти 6 километров и преодолеть два обноса.

фото: posmotrel.net

От Ильясовского порога до деревни Берхино три километра. По правую руку будет база отдыха "Лесные дали", за ней низкий автомобильный мост, который нужно обносить. Справа от моста расположена автобусная остановка, здесь останавливается автобус № 28 до Луховиц. У моста в Берхино многие туристы заканчивают маршрут, заказывая такси до Коломны или садясь на автобус до Луховиц. Рядом строят новый мост, из-за стройки нет нормального подхода к воде, приходится идти через стройплощадку и спускаться на воду с обрыва. На второй обнос ушёл час. Пока мы таскали вещи, в Берхино приплывали другие туристы, заканчивавшие маршрут здесь. За мостом начинается шивера, в реке лежит много строительного мусора, бетонные блоки и арматура, плыть приходится осторожно.

фото: kingsize2004 fotki.yandex.ru

фото: var-alex1977 fotki.yandex.ru

От моста в Берхино полтора километра до села Городна и разрушенного понтонного моста. Понтоны частично разрушены и затоплены, но пройти по мосту можно. С воды выход на берег неудобный, пришлось поднимать байдарки на понтоны и затем спускать в воду с другой стороны. При неловком движении или невнимательности байдарку можно порвать об острые железные края понтонов.

В Городне есть каменная церковь Николая Чудотворца и святой источник с часовней. Источник находится на правом берегу реки в семистах метрах от понтонного моста, вода в нём питьевая.

фото: mutaborr fotki.yandex.ru

Согласно старой туристической поговорке все хорошие места для стоянок встречаются до шести вечера. Место для стоянки найти непросто, правый берег поднимается на несколько десятков метров вверх, а левый сильно зарос кустами и травой. По счастливой случайности мы нашли свободную стоянку около восьми вечера на правом берегу реки под Городной. Во второй день от Ратькино до Городны прошли 24 км.