Эльбрус: Часть 4. День 3

Продолжение отчёта о поездке на Эльбрус в августе 2016 года.
Часть 1

Сегодня мы должны были подняться к обсерватории Пик Терскол (3 150 метров) и водопаду Девичьи Косы. Утро выдалось пасмурным и дождливым, плотный туман спустился в долину и скрыл очертания гор за окном. За завтраком гиды рассказали нам, что метеосводка на сегодня передаёт град с дождём.

Посовещавшись, мы решили не идти сегодня в горы, опасаясь снова промокнуть, вместе с нами в гостинице осталось ещё несколько человек из группы. Когда дождь закончился, мы пошли осматривать окрестности и первым делом направились к большому коттеджу, построенному в виде средневекового замка.

Туман был очень густой и наша одежда и волосы моментально стали влажными, как после дождя. При ближайшем рассмотрении "замок" оказался безвкусным недостроенным домом с маленькими окнами. Пройдя по Балкарской улице в селе Тегенекли мы вышли к автомобильному мосту через реку Баксан. После прошедшего дождя маленькая речка Баксан сильно разлилась и теперь бешено бурлила, неся с гор потоки грязной воды и разбивая их о бетонные опоры моста, обдавая нас брызгами. За мостом, у гостиницы Эльбрус, мы обнаружили маленький продуктовый магазин, хозяйка которого любезно снабдила нас номером местного такси и рассказала о музее Владимира Высоцкого неподалёку.

Альпинистко-охотничий музей имени Владимира Семёновича Высоцкого находится на окраине села Тегенекли. Точный адрес музей: село Тегенекли, улица Балкарская, дом 3А. Режим работы: с 10:00 до 16:00, без выходных.

От гостиницы Эльбрус нужно двигаться по трассе А-158 в сторону села Байдаево. Примерно, через пятьсот метров с левой стороны будет находится пожарная часть, а сразу за ней правый поворот и мост через реку Баксан. После моста нужно повернуть налево и двигаться по единственной в селе Балкарской улице практически до конца населённого пункта. С правой стороны будет расположена гостиница "Эдельвейс", а с левой красивое здание, облицованное искусственным камнем, это и есть музей. Музей основал местный житель, охотовед Хусейн Залиханов. В 1966 году в этих местах проходили съёмки художественного фильма "Вертикаль", на которых Хусейн Залиханов работал консультантом  и познакомился с Владимиром Высоцким.

У музея имеется обширная территория, украшенная цветами и декоративными деревьями. Мы пришли рано и музей ещё был закрыт, поэтому расположились на его крыльце и стали пить чай из термосов. Пока мы ждали открытия музей и пили чай, с гор вернулась группа туристов, она рассказали нам, что попали в сильный дождь с градом. Я подумал о смельчаках из нашей группы, отважившихся идти в горы в такую погоду и мысленно пожелал им удачи. Вскоре музей открыли, стоимость посещения была символической - всего 50 рублей. В музее всего один зал, разделённый на две части. В первой части выставлены чучела местных животных и птиц. В другой части музея причудливым образом перемешаны предметы быта местных жителей, альпинистское снаряжение и фотографии Владимира Высоцкого. В целом, музей не впечатлил и специально в него заезжать не стоит. На выходе мы купили советские значки "Турист СССР" и карманный путеводитель по Баксанскому ущелью. Кстати, в музее продают  магниты на холодильник значительно дешевле, чем на рынке.

Из музея мы отправились в посёлок Эльбрус, в надежде найти там магазины и кафе, чтобы пообедать. Идти было недалеко - около четырёх километров по шоссе. По местным меркам Эльбрус довольно большой посёлок, в нём есть почта, детский сад и школа. Большинство домов частные, но встречаются и двух- трёхэтажные многоквартирные дома.

Интересной особенностью этих домов являются балконы. Жители первых этажей пристраивают веранды, на крыше которых жители верхних этажей строят свои веранды. Выглядят такие пристройки очень необычно. В Эльбрусе порядка шести небольших продовольственных магазинов, выбор товаров в них примерно одинаковый, а цены, по сравнению с московскими, низкие. Мы купили увесистый батон "Мусульманской" сырокопчёной колбасы из конины за 250 рублей (мясокомбинат Олимп), 300 грамм копчёного овечьего сыра за 52 рубля и бутылку красного вина за 400 рублей. С вином оказалось всё сложнее, чем мы думали. Во всех магазинах продаётся местное пиво "5642" (высота Эльбруса), местные называют его просто "Высота", примерно 60 рублей за бутылку. Пиво ниже среднего, по своим вкусовым качествам оно ближе всего к "Русскому" или "Жигулёвскому".

Но найти на прилавках вино или крепкий алкоголь практически невозможно. В нескольких магазинах нам полушёпотом предлагали приобрести домашнее вино в пластиковых бутылках, но мы отказались. И лишь в одном магазине откуда-то принесли бутылку сухого красного вина Chateau Erken Ancellotta, урожая 2014 года (ООО "Концерн-ЗЭТ", Чёрная Речка.). Это вино я, кстати, ещё не попробовал, поэтому не могу сказать, насколько хорошим оно оказалось. Купив продукты мы направились к кафе "У друга" (село Эльбрус, улица Лесная, 3А, на въезде в Эльбрус со стороны Тегенекли). Красочная афиша манила зайти внутрь и попробовать свежего шашлыка с красным вином. Однако, шашлыка внутри не оказалось, как и вина. Вместо этого нам пришлось заказать картофель фри с говяжьей котлетой и овощной салат. Справедливости ради отмечу, что весь обед стол около 300 рублей и порции были действительно большие. Огорчила лишь нерасторопная официантка и грязная посуда. Пообедав мы вернулись в номер, чтобы передохнуть и составить план дальнейших действий.

фото автора

Из карманного путеводителя по Баксанскому ущелью мы узнали о существовании Поляны Нарзанов в пяти километрах от нашего отеля, туда и было решено направиться.

Чтобы попасть в Поляну Нарзанов из Тегенекли, нужно двигаться по трассе А-158 с сторону села Байдаево, а затем, проехав ещё километр, повернуть налево к реке Баксан. Дорога была не очень интересной и по ощущениям, мы прошли намного больше, чем пять километров. Периодически начинал идти мелкий дождь, машин встречалось мало, несколько раз на дорогу выходили коровьи стада и одинокие ослики. За эту прогулку мы набрали высоту порядка 2 200 метров, на самочувствии это никак не отразилось.

Поляна Нарзанов представляет собой несколько кафе и рынок, расположенных вокруг минерального источника. Источник - это торчащая из земли железная труба, из которой течёт минеральная вода. Земля вокруг источника окрашена в бурый цвет - это из-за большого содержания железа в воде.

фото автора

Воду можно пить, не вскипятив, много её всё равно не выпьешь. На вкус нарзан, как электролит старой советской батарейки, как жидкое ржавое железо. Доступ к источнику свободный и бесплатный. На рынке продают тоже, что и везде - вязаные шапки, варенье, травяные чаи и восточные сладости. Тут же на открытом огне жарят шашлык, и мы не смогли устоять и зашли в кафе. Ведь побывать на Кавказе и не попробовать шашлык и местного вина было непростительно.

К шашлыку мы заказали свежих овощей и бутылку домашнего вина. Счёт за троих человек составил около тысячи рублей. Шашлык оказался очень вкусным, вино средним, но при цене 400 рублей за литровую бутылку мы взяли вторую с собой (о чём в последствии пожалели, так как во второй бутылке оказалась какая-то бормотуха. Не поленитесь попробовать вино перед покупкой, даже, если первая бутылка вам понравилась). Наевшись, мы взяли такси до отеля (200 рублей), так как сил идти обратно не осталось. Так закончился наш третий день пребывания на Кавказе. Завтра нам предстояло подняться на Эльбрус!