Джошуа Слокам: Один под парусом вокруг света

 Реценция за мемуары Джошуа Слокама «Один под парусом вокруг света»

В 1895 году канадско-американский мореплаватель Джошуа Слокам (Joshua Slocum) на парусном судне «Спрей» (Spray) отправился в первое в мире одиночное кругосветное плавание. Путешествие заняло 3 года, за которые Слокам прошёл 46 000 морских миль (74 000 километров) и дважды пересёк Атлантику. После благополучного возвращения домой, в 1900 году Слокам издал сборник своих мемуаров под названием «Один под парусом вокруг света» (Sailing Alone Around the World). Я прочитал эту книгу в издании «Амфора» (2016 год, перевод В.И. Блувштейна) и дальше речь о ней.
Джошуа Слокам | Изображение из интернета
Джошуа Слокам родился 20 февраля 1844 года в местечке Маунт-Ханли (Канада), в дальнейшем перебрался в Нью-Йорк, получил американское гражданство и стал моряком. Начав свой путь от простого матроса, он со временем стал капитаном и совладельцем торгового судна. Слокам ходил на парусных судах, но вскоре их стали вытеснять пароходы и он остался без работы. Желание выходить в море не пропало, поэтому он приобрёл старый парусный шлюп под названием Спрей (англ. Брызги), на котором решил обогнуть земной шар. Название имеет отсылку в брызгам воды, поднимаемым кораблем при рассекании волн. Маршрут путешествия был следующим: Фэрхейвен, Бостон, Глостер, Азорские острова, Гибралтар, Канарские острова, острова Кабо-Верде, Пернамбуку, Рио-де-Жанейро, Мальдонадо, Монтевидео, Буэнос-Айрес, Магелланов пролив, Порт-Агносто, Хуан-Фернандес, Маркизские острова, Самоа, Фиджи, Сидней, Мельбурн, Тасмания, Куктаун, остров Рождества, Килинг-Кокос, Родригес, Маврикий, Дурбан, Кейптаун, остров Святой Елены, остров Вознесения, остров Дьявола, Тринидад, Гренада, Ньюпорт, Фэрхейвен.
Спрей | Изображение из интернета
В своих мемуарах Слокам описывает различные приключения, происходившие с ним во время плавания. Например, нападение пиратов во главе с Чёрным Педро, пищевое отравление сливами и брынзой, нападение южноамериканских индейцев, многочисленные штормы, философские споры о плоской Земле и одиночество. На мой взгляд, литературный стиль Слокама имеет много общего с Чарльзом Диккенсом, в особенности по части юмора. Одно время я даже жалел, что они не отправились в путешествие вместе, ведь столько бы новых сюжетов могло выйти из под их пера. В качестве иллюстраций приведу несколько отрывков из книги.
 
«Сколько времени я провалялся — не могу сказать, так как находился в беспамятстве, а когда очнулся, сразу понял, что «Спрей» плывет в бушующем море. Выглянув наружу, я, к моему изумлению, обнаружил у штурвала высокого человека. Он перебирал ручки штурвального колеса, зажимая их сильными, словно тиски, руками. Можно себе представить, каково было мое удивление! Одет он был как иностранный моряк, широкая красная шапка свисала петушиным гребнем над левым ухом, а лицо было обрамлено густыми черными бакенбардами. В любой части Земного шара его приняли бы за пирата. Рассматривая его грозный облик, я позабыл о шторме и думал лишь о том, собирается ли чужеземец перерезать мне глотку; он, кажется, угадал мои мысли.
— Сеньор… — сказал он, приподнимая шапку. — Я не собираюсь причинять вам зло. — Едва заметная улыбка заиграла на его лице, которое сразу стало более приветливым. — Я вольный моряк из экипажа Колумба и ни в чем не грешен, кроме контрабанды. Я рулевой с «Пинты» и пришел помочь вам… Ложитесь, сеньор-капитан, а я буду править вашим судном всю ночь. У вас лихорадка, сопровождающаяся бредом, но к завтрашнему дню вы поправитесь…».
«Мальчик объехал вокруг судна и, не обнаружив владельца, припряг лошадь к ватерштагу и решил отвезти «Спрей» к себе домой. Но это было непосильным для одной лошади; несколько иначе обстояло дело с моей плоскодонкой, которую мальчик отвез на некоторое расстояние и спрятал в зарослях высокой травы. Насколько я мог предположить, мальчик решил пригнать несколько лошадей, чтобы увезти свою ценную добычу, но не успел он двинуться в направлении своего поселка, который находился в миле-другой отсюда, как, к его великому неудовольствию и разочарованию, я обнаружил свое присутствие.

— «Buenos dias, muchacho», — сказал я».

Кроме откровенно комичных ситуаций автор рассказывает интересные истории из жизни уходящей эпохи. Как он, ложась спать, рассыпает по палубе гвозди, чтобы обезопасить себя от индейцев, решивших посягнуть на его имущество. Или про небольшой остров, находящимся в зоне рифов, на который, проходившие мимо суда отвозили небольшой запас провианта, на случай, если кто-то потерпит здесь кораблекрушение. С приходом быстроходных пароходов романтика парусного флота уходит в прошлое и Слокам много рассуждает об одиночестве человека в море. Для меня до сих пор остаётся загадкой, как он не сошёл с ума за три года одиночного плавания. Хотя, с другой стороны, здоровый человек навряд ли бы отважился отправиться в подобное путешествие. Книга Слокама будет не только хорошим развлечением на пару вечеров (в ней всего 252 страницы), но и своеобразным учебником истории, показывающим быт и обычаи различных людей того времени.
 
Джошуа Слокам пропал без вести 14 ноября 1909 года, отправившись на Спрее в небольшую морскую прогулку в районе Бермудского треугольника. По одной из версий, Слокам мог умереть в силу своего преклонного возраста, а судно налететь на скалы и затонуть. В середине 1950-х годов американец Роберт Карр (Robert Carr) построил точную копию Спрея, используя технологии конца 1800-х годов и объявил о своём намерении повторить кругосветное путешествие Слокама, однако, нет никаких доказательств осуществления его замысла.
 
Благодарю за внимание. До новых встреч!

Комментарии