Пеший поход к Гремячему ключу (30 км)

Здравствуйте, дорогие читатели!

15 сентября я с супругой сходил в поход выходного дня к водопаду Гремячий ключ под Сергиевым Посадом. В проекты мы должны были пройти пешком около 24 км. от платформы 90 км. до водопада. Практически, мы прошли около 30 км., нам пришлось брать такси и идти в полицию. Чтобы узнать подробности читайте дальше.

Дорога

Туда: электричка Москва (Ярославский вокзал) — платформа 90 км. Время в пути 1 час 52 минуты, стоимость проезда 220 руб.
Обратно: автобус Шильцы — Сергиев Посад. Время в пути 20 минут, стоимость проезда 45 руб. Электричка Сергиев Посад — Москва (Ярославский вокзал). Время в пути 1 час 17 минут, стоимость проезда 176 руб.

Итого затраты на дорогу туда и обратно составили 441 руб. с человека.

Маршрут: пл. 90 км. — Дивово-2 — Родник — Дивово — Гальнево — Гагино — Никульское — Смоленская Зосимова пустынь — военный городок — Малинники — Взгляднево — водопад Гремящий ключ — Ляпино — Шильцы.

Наш путь

Прямой дороги от платформы 90 км. до дачного товарищества «Дивово-2» нет, а идти напролом через лес нам не хотелось, так как ещё были свежи в памяти воспоминания о блуждании в александровских лесах. Поэтому мы пошли по железнодорожной насыпи в сторону Александрова до просеки ЛЭП, которая должна была вывести нас к дороге. Идти от платформы до просеки около километра, но осыпающийся под ногами булыжник значительно замедляет продвижение. Отправляясь в путь я не знал о состоянии просеки и боялся, что она будет сильно заросшей, но, судя по следам на земле, по ней недавно проехал тяжелый трактор. Из них получились две отличные тропинки, по которым можно было с комфортом идти. Как я и предполагал, через 2 км. мы пришли в Дивово.
Просека к Дивово
В садовом товариществе нас приветствовали стройные ряды дубов, посаженных вдоль дороги. Дорога проходит вдоль небольшого пруда, через который перекинута ЛЭП. У пруда установлены красочные щиты, запрещающие ловить рыбу, с изображением рыбака, закидывающего удочку на ЛЭП и погибающего от удара электрического тока. Несмотря на это, берега усеяны смелыми рыбаками.
Опасный пруд в Дивово
В деревне Дивово мы планировали повернуть налево, в сторону леса и через него выйти в селу Никульское, но не смогли найти дорогу и продолжили идти по шоссе. Бодро шагая по шоссе мы, любуясь могучими дубами и зарослями шиповника, благополучно дошли до деревни Гальнево, а оттуда до Гагино. В деревни Гагино мы решили свернуть с маршрута и пойти посмотреть Смоленскую Зосимову пустынь.
Дорога от Дивово
Вдоль дороги растёт шиповник
Далеко-далеко на лугу пасутся… коровы
Дорога в лесу, по деревьям бегают белки
Там, где Родина

Смоленская Зосимова пустынь

До монастыря около четырёх километров по грунтовой дороге, а это значило, что нам предстояло пройти лишних восемь километров, чтобы попасть к водопаду Гремячий ключ. Желание увидеть древнюю обитель было слишком велико, поэтому мы прибавили шаг и пошли к монастырю.
Дорога к монастырю
По дороге нам встретилась гигантская собака, которую мы сначала испугались, потому что она бежала за нами и казалась брошенной, но затем оказалось, что у неё есть хозяин и она от нас отстала. Приключения на этом не закончились и в районе села Никульское мы нашли бумажник с документами на молодого жителя Сергиева Посада. Оставлять ценные документы посреди дороги не хотелось и мы решили отнести их в монастырь и сообщить о находке в полицию.
Смоленская Зосимова пустынь
Мужской монастырь Смоленская Зосимова пустынь был основан в 1680-х годах монахом Зосимой из Троице-Сергиевской лавры. Наибольшую известность пустынь получила в конце XIX века, как один из центров монашеского старчества, наравне с Оптиной пустонью. В монастыре находится один храм — церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери. В начале XX века, с приходом советской власти, монастырь был закрыт и пришёл в запустение. Его восстановление началось в 1992 году и идёт до сих пор. Наше знакомство с монастырём началось со старой, видимо, когда-то мощёной дороге, ведущей через болота. Как в страшной сказке, кроны деревьев смыкаются на головами, заслоняя солнечный свет.
Вход в монастырь
В монастыре оказалось совсем не то, чего мы ожидали. Он обнесён древней кирпичной стеной, а вход преграждают тяжёлые металлические ворота с грозной надписью «Вход воспрещен», которые легко открылись. Как позже выяснилось, рядом с монастырём находится военная часть № 52754, в которой расположен арсенал инженерных войск. Внутри монастырь представляет удивительное зрелище: по его краям, вдоль стен располагаются, видимо, бывшие братские корпуса, переделанные под общежитие. На деревянных крылечках общежития курили какие-то мужики, посреди двора на натянутых верёвках сушилось бельё, чуть в стороне молодая женщина гуляла с ребёнком. Храм и корпуса были закрыты, но нам повстречался один монах, принять документы у нас ожидаемо отказались и мы решили, что отдадим их в руки полиции, когда вернёмся в Сергиев Посад.
Церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери
То ли монашеские корпуса, то ли общежитие
В пустынь можно попасть на автобусе от станции Арсаки, но в этом случае вам придётся пройти через КПП военной части. На КПП нужно показать паспорт и сообщить, что вы идёте в монастырь, солдаты должны выписать разовый пропуск и пропустить вас. Рядом с монастырём расположен военный городок, в котором есть небольшой магазин, в котором можно купить всё самое необходимое. Дойдя до монастыря мы поняли, что слишком устали, чтобы идти лишние  километры, к тому же, я натёр себе ноги. Мы вызвали такси (телефон можно спросить у продавщицы в магазине) и доехали на нём до деревни Малинники, от которой пешком до Гремячего ключа около 5 км. Услуги такси нам стоили 1000 руб. От Малинников мы пешком двинулись к водопаду.
Жена идёт к водопаду

Водопад

Примерно половина дороги (до Взгляднево) асфальтирована, а дальше идёт разбитая грунтовка, по которой лучше всего передвигаться на внедорожнике. Машин, кстати, туда едет очень много, будьте осторожны, если решите поехать на машине и попадёте под дождь, в поле можно легко застрять. От деревни Взгляднево становится видно высокую деревянную церковь Преподобного Сергия Радонежского, основателя Троице-Сергиевской лавры. Рядом с ней находится парковка для машин и начинается пешеходный маршрут к водопаду.
Дорога к водопаду
Последний раз я был тут, наверное, лет десять назад и за это время всё сильно изменилось. Появился целый деревянный городок: магазины сувениров, кафе, гостиница, купели… В плотном потоке людей мы наконец дошли до водопада. Он начинается на высоте двадцати метров и чтобы туда подняться нужно преодолеть несколько лестниц. Представьте себе эскалатор утром в московском метро и вы поймёте, что там происходит.
Вид от источника
Наверху находится небольшая деревянная площадка и три жёлоба, из которых течёт вода. Самое интересное, что в жёлоба вода попадает, вытекая из одного источника на холме, но люди всё равно считают нужным умыться и набрать воды из каждого жёлоба. Тройное разделение, на мой взгляд, с одной стороны было сделано для удобства, чтобы больше желающих могло одновременно подойти и не создавались очереди, а с другой стороны —  символизировало бы Троицу. Вода хорошо освежает и тонизирует, но на вкус мне совсем не понравилась. Вероятнее всего, это грунтовая вода и пить её сырой небезопасно.
Источник
Водопад Гремячий ключ
У источника
Посетив водопад мы направились перекусить в кафе. Оно выполнено в виде большого русского терема и имеет два этажа. Меню довольно простое и дешёвое: борщ, щи, макароны по-флотски, гречневая каша, котлета, тушёный картофель с мясом, чай и выпечка. Счёт на двоих (борщ, булочка, свекольный салат, макароны по-флотски и чай) вышел около 700 руб. В чайниках продают очень вкусный травяной чай, рекомендую его попробоват. Также, в кафе можно приобрести медовуху, пряники и бальзамы для чая. Я ничего их этого не купил, поэтому посоветовать не могу. Отдохнув и подкрепившись мы направились к деревне Шильцы, откуда должны были сесть на автобус до Сергиева Посада.
Территория комплекса у источника
Купель
Дорога к источнику
Постройки неясного предназначения
Церковь Сергия Радонежского на закате
В Щильцы ведёт плохая грунтовая дорога. Без приключений добравшись до Шильцов, мы сели на автобус (проезд стоит 45 руб.) и на нём доехали до вокзала. На вокзале нашли полицейских и отдали им найденные документы. Надеюсь, их вернули хозяину. А дальше мы сели в электричку и на ней вернулись в Москву. Так закончился наш пеший поход выходного дня в водопаду Гремячий ключ. Если Вы не были здесь, то рекомендую посетить это место, но добираться сюда лучше на машине.
Дорога на Шильцы

Благодарю за внимание!

------------

Официальная страница Смоленской Зосимой пустыни: zosymova-pustin.ru

Водопад Гремячий ключ: Википедия

-----------

Наш трек

(красные линии — пройденный маршрут, зелёная линия — запланированный маршрут, синяя линия — проехали на машине).