Творчество Лавкрафта: Шепчущий во тьме

Рецензия на рассказ Г.Ф. Лавкрафта: "Шепчущий во тьме"

Фантастическая повесть "Шепчущий во тьме" (The Whisperer in Darkness) была написана в 1930 году и год спустя опубликована в журнале Wierd Tales. Название повести иногда переводят, как "Шепчущий в ночи" или "Шёпот во мраке", но его правильно переводить, как "Шепчущий во тьме". В отличие от таких произведений, как "Зов Ктулху" и "Данвичский ужас", "Шепчущий во тьме" в большей степени фантастика, чем ужасы. В повести впервые появляются Ми-го, внеземная раса разумных грибов,  упоминаемые также в Хребтах Безумия
Мои уважаемые читатели упрекнули меня в излишне канцелярском и сухом языке. Я прислушался к их замечанию и постараюсь сделать этот выпуск более живым.
 
 изображение: etsy.com


Часть 1. Хребты Безумия
Часть 2. Краткая биография Г.Ф. Лавкрафта
Часть 3. Тень над Иннсмутом
Часть 4. Зов Ктулху

Часть 5. Данвичский ужас


Основное действие произведения происходит в штате Вермонт, расположенном в Новой Англии. Новая Англия - это регион на северо-востоке США, в котором селились первые колонисты. Лавкрафт описывает Вермонт, как глухой и малонаселённый штат, расположенный среди холмов и лесов. Типичным местом действия многих произведений Лавкрафта являются древние захудалые города и посёлки, расположенные в глуши. Населяют их, как правило, либо сектанты, поклоняющиеся тёмным богам, либо учёные, занимающиеся расследованиями необъяснимых явлений. Почему расследование ведёт профессор антропологии, а не профессиональный следователь из полиции непонятно. При этом здесь мы наблюдаем ещё один фирменный "лавкрафтовский" штамп - если это сектант, то обязательно будет какой-нибудь необразованный карлик азиат, или индеец, страдающий проказой, при этом ещё и горбатый.  А если это главный герой, то обязательно профессор-историк, или на худой конец, фольклорист, естественно, европеец с безупречной внешностью. Подобные расистские клише есть практически во всех произведениях автора. Видимо, Лавкрафт очень гордился своим благородным происхождением и недолюбливал малообразованных эмигрантов. 


изображение: wikipedia.org

Но давайте вернёмся к нашей повести. Мне она понравилась захватывающей атмосферой таинственности и интригующим сюжетом. Представьте себе затерянный среди зелёных холмов и дремучих лесов Вермонт, в реках которого стали находить странных крылатых существ. Главный герой, фольклорист и преподаватель литературы в Мискатоникском университете Альберт Уилмарт находит в газете заметки о необычных существах.  Он пытается объяснить находку необычных тварей легендами индейцев о неких Крылатых существах и разыгравшимся воображением местных жителей. В переписку с Уилмартом вступает один из очевидцев случившегося Генри Экли. В ходе переписки Экли рассказывает Уилмарту о космической природе этих тварей, известных под именем Ми-го и в доказательство отправляет несколько фотографий и фонографическую запись из речи. Внешне Ми-го напоминают гибрид насекомых и крабов, хотя на самом деле являются разумными грибами. 
"Это были розоватые существа примерно полтора метра длиной; с телами ракообразных и парами крупных спинных плавников или перепончатых крыльев и несколькими членистыми конечностями; на месте головы у них имелся свёрнутый улиткой эллипсоид со множеством коротких усиков".   
Г.Ф. Лавкрафт "Шепчущий во тьме"

 Ми-го 
изображение: wikipedia.org

Они прилетели на Землю с планеты Юггот, отождествляемой автором с Плутоном. Юггот лишь одна из колоний Ми-го, а сами они родом из далёкого космоса, непостижимого человеческому пониманию. С помощью расположенных за спиной крыльев они способны летать в открытом космосе. Земля их интересует, как источник редких минералов. Непонятно, какие такие у нас редкие минералы, которых нет на других планетах или астероидах. Ми-го избегают общения с людьми и ведут скрытный образ жизни в труднодоступных лесистых холмах. 
В своих письмах Экли начинает опасаться, что Ми-го выяснили, что ему стала известна их тайна и начинают ему угрожать. То кто-то убивает его собак, то его машину и дом внезапно обстреливают из ружей, то перерезают телефонный провод. Опасаясь за свою жизнь Экли собирается уехать в другой город к сыну, но всё время откладывает отъезд. Непонятно, о чём думает человек, когда надо срочно бежать и спасать свою жизнь. Внезапно письма от Экли перестают приходить, а затем от его имени приходит телеграмма с просьбой срочно к нем приехать и захватить с собой все письма, фотографии и запись фонографа. Уилмарт не видит в этом ничего странного и собирает чемоданы. Насколько нужно быть наивным человеком, что бы не раздумывая собрать вещи и поехать в Вермонт, вместо того, чтобы немедленно бежать как можно дальше?! Приехав к Экли Уилмарт обнаруживает, что его друг мёртв, а его мозг забрали с собой на Юггот Ми-го. Тут сразу вспоминается известный телесериал Секретные материалы, в котором агенты Малдер и Скалли обнаруживают какую-то чертовщину, а когда приезжает полиция никаких улик не остаётся. Так заканчивается и эта повесть. В целом, она интересная, но некоторые моменты просто не поддаются здравой логике и вызывают недоумение. 
В заключение немного поговорим об экранизациях повести "Шепчущий во тьме". В 1993 году вышел фильм ужасов под названием "Книга мёртвых" (Necronomicon). Фильм рассказывает о трёх новеллах, основанных на  произведениях Лавкрафта. Третья новелла называется "Шорохи" и является вольной интерпретацией Шепчущего во тьме. Затем, в 2011 году вышел одноимённый любительский фильм, стилизованный под эпоху 1930-х годов. Это чёрно-белый фильм, снятый Историческим обществом Г.Ф. Лавкрафта. Стилизован он настолько хорошо, что поначалу кажется, что смотришь фильм 1930-го года.
На протяжении шести публикаций серии я рассказал об основных, на мой взгляд, произведениях автора. На этом я хочу закончить обзор отдельных произведений Лавкрафта. В следующем выпуске я постараюсь обобщить литературное наследие автора и сделать небольшой ликбез по мифологии произведений Лавкрафта. 


Благодарю за внимание. На этом у меня всё, до новых встреч!