Сплав по Оке: Ступино - Озёры (28 км)

Сплав по Оке: Ступино - Озёры (28 км)

В августе 2017 года я с другом Дмитрием сплавился по реке Оке от Ступино до Озёр. Маршрут занял у нас два дня и составил 28 км. В первый день мы прошли около 16 км, во второй день около 12 км.
оригинальное изображение: pravoslavie.ru

Маршрут
Ст. Белопесоцкий - р. Ока - Тарбушево - Озёры

Дорога
Туда - электричка 6005 Москва (Павелецский вокзал) - Узново до платформы Белопесоцкий. Отправление в 07:40, прибытие в 09:29, время в пути 1 час 48 минут. Стоимость проезда около 260 рублей.
Обратно - автобус 331 Озёры - Москва (м. Котельники). Отправление в 15:30, прибытие в 17:50, время в пути 2 часа 20 минут. Стоимость проезда около 300 рублей, плюс 50 рублей за провоз багажа.

Снаряжение 
Надувная байдарка Тайга 340 (Вольный Ветер) у меня и Challenger K1 (Intex) у друга Дмитрия. Драйбеги на 120 литров для транспортировки лодок и вещей, стандартные двухсекционные вёсла от того же производителя. Трёхместная палатка Skif 3 из магазина Сплав, спальные мешки, пенки. Более подробно о палатке я расскажу позже. Для приготовления пищи мы использовали газовую горелку JetBoil Sol. У каждого из нас был с собой комплект "сухой" и "мокрой" одежды. Первый предназначался для дороги туда и обратно, а также, нахождения в лагере на берегу. Второй комплект использовался при нахождении в лодках. Запас еды на два дня, аптечка и спасательные жилеты. Для транспортировки драйбегов мы впервые использовали грузовые тележки из Leroy Merlin: грузоподъёмность до 60 кг., стоимость 1 280 рублей. В нерабочем состоянии тележка компактно складывается.Забегая вперёд скажу, что тележка хорошо себя показала, что и имеет ряд недостатков. Думаю, я сделаю подробный обзор этой тележки в одном из следующих выпусков.

фото: leroymerlin.ru

Как добраться или сухопутные приключения

До Павелецкого вокзала мы доехали на метро, хотя сначала была идея взять такси, но из-за высокой стоимости мы от неё отказались. Минивэн от дома до вокзала стоил около 1 500 рублей. В метро наши сумки проверили на рентгеновской установке. У меня лежали баллоны с газом для готовки, но на них не обратили внимания и мы успешно добрались до вокзала. Согласно П. 2.10.3 Правил пользования в московском метро запрещается провозить "легковоспламеняющиеся, взрывчатые, отравляющие ядовитые вещества и предметы, в том числе бытовые газовые баллоны". Согласно инструкции, газовые баллоны у нас должны были изъять и я слышал, что так иногда случается. Видимо, всё зависит от настроения и дотошности инспектора. При входе на вокзал наши сумки снова проверили на рентгене и снова ничего не сказали про баллоны. Таким образом мы без приключений сели на поезд и отправились в путь.
Станция Белопесоцкий расположена в 6,5 км. от города Ступино. Первое упоминание о Ступино относится к 1507 году. В 1934 году поселение переименовали в рабочий посёлок Электровоз. В посёлке планировали построить крупный завод по производству электровозов. Однако, уже в 1936 году завод был переориентирован для производства самолётных винтов и турбокомпрессоров. После Второй Мировой Войны Ступино становится одним из центров авиационной промышленности, город оставался закрытым вплоть до развала Советского Союза.
Название станции - Белопесоцкий - происходит от расположенного неподалёку женского монастыря. Троицкий Белопесоцкий монастырь основан в 1498 году на левом берегу реки Оки, напротив Каширы. По одной из версий, указ на строительство монастыря дал Дмитрий Донской. Монастырь должен был защищать южные рубежи от набегов татар. В 1930-х годах в монастыре размещалась тюрьма, но в 1993 году обитель была восстановлена. В монастыре хранится образ иконы Божьей Матери "Утоли мои печали" и есть святой источник преподобного Сергия Радонежского. В монастырь можно придти пешком от платформы "Белопесоцкий" (2 км.), или доехать на автобусе №1, 9 от платформы "Акри". В целом, кроме паломничества к монастырю, в Ступино обычному путешественнику делать нечего. Городок это небольшой и ничем не примечательный.

 фото: zagorizonti.ru

От железнодорожной станции мы двинулись в сторону Оки, зайдя по дороге в магазин за водой. Пройдя по улице Левая Пойма мы вышли на 4-ю улицу и с неё повернули на грунтовую дорогу, идущую вдоль леса. Как только мы сошли с асфальта, маленькие колёса тележек начали вязнуть в песке и везти их стало тяжело. Мы планировали встать на воду в заливе на левом берегу, рядом с железнодорожным мостом через Оку. От станции до этого залива около 2 км. пути, которые мы преодолели где-то за час. Ещё час времени ушёл на то, чтобы собрать лодки и упаковать вещи. Погода стояла жаркая и солнечная, перед отплытием мы искупались в заливе. Вода в Оке довольно грязная и прохладная, пить из неё не нужно. Около полудня мы отчалили и началась водная часть нашего похода.

Как мы плыли. День 1: От Белопесоцкой до Комарёво
  
В первый день плавания мы должны были пройти около 16 км. и заночевать в районе деревни Комарёво. Кроме ассоциаций с известной песней Игоря Скляра название деревни вызывало у нас и более жужжащие ассоциации, поэтому к запасу репеллентов мы подошли самым серьёзным образом, не позабыв взять и средство от клещей.
Ширина Оки в этих местах колеблется от 250 до 300 метров, течение среднее, более выраженное на центральной части. Русло реки преимущественно прямое, без частых поворотов и изгибов, низких мостов и перекатов здесь нет. Идти на надувной байдарке по большой воде трудно - высокие волны и сильный ветер сносят с курса и приходится постоянно подруливать веслом. Берега землянистые, поросшие молодой ивой и осокой. Левый берег более населённый и высокий, чем правый. По нему тянутся небольшие деревни и города, на правом берегу распаханы пойменные поля с капустой и картофелем. Кроме нас на реке были водные мотоциклы и прогулочные катеры с отдыхающими. Периодически нас весело приветствовали рыбаки и отдыхающие люди, но от моторных лодок, снующих вверх и вниз по реке поднимались большие волны, поэтому идти приходилось вдоль берега. Пару раз мы останавливались на песчаных пляжах, чтобы отдохнуть и перекусить. Такие пляжи есть практически напротив каждой деревни и на них много отдыхающих.
Первой достопримечательностью, увиденной нами, стала Каширская ГРЭС. Станция находится на левом берегу Оки, недалеко от города Кашира. ГРЭС построена в 1922 году и на тот момент была одной из мощнейших в Европе. Первоначально станция работала на угле, сейчас она работает преимущественно на мазуте и природном газе, а её мощность составляет 1910 МВт. Гигантские трубы электростанции ещё долго не скрывались из вида и резко выделялись на фоне природного пейзажа.

фото: fotki.yandex.ru Автор ykalgin

Через семь километров мы достигли села Кременье, расположенного на левом берегу реки. В Кременье есть деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, но наше внимание привлекла громкая музыка, доносившаяся с берега. Как мы поняли, там отмечали день села или какой-то другой праздник.

фото: fotki.yandex.ru Автор MurlinVK

Затем, на левом берегу Оки, рядом с деревней Малое Кропотово, мы встретили санаторий Каширские роднички. Главные здания санатория скрыты в лесу, к реке выходит небольшой пляж. Цены в этом санатории начинаются от 2 7000 рублей в день с человека, минимальный срок размещения - 14 дней. В санатории проводят курс восстановительной медицины, массаж и занятия фитнесом. 
Около шести вечера мы причалили к песчаному пляжу у деревни Тарбушево, не дойдя 4 км. до Комарево. На пляже отдыхали местные жители, поэтому мы отошли от него подальше и поставили палатку в зарослях ивы. При выборе места для стоянки следует избегать близости к населённым пунктам, чтобы обезопасить себя от конфликтов с местными жителями. Если же вы вынуждены разбивать стоянку рядом с населёнкой, то постарайтесь найти для лагеря малозаметное место. Опасность представляет пьяная молодежь, которая развлекает себя, приставая к туристам. До угрозы физической расправы доходит редко, но обворовать и попортить нервы могут запросто. Часов в семь вечера пляж опустел, я освежился в реке и мы поужинали. 
 
фото: fotki.yandex.ru Автор Mutaborr

В середине августа начинает быстро темнеть, поэтому около 9 вечера мы расположились в палатке и приготовились ко сну. Теперь я расскажу более подробно про палатку Skif 3. Палатка рассчитана на размещение в ней троих человек и имеет форму домика, популярную в советское время. Палатка изготовлена из полиэстера 75D/190T PU 3000 мм и имеет один слой. Размеры в собранном виде 210*160*130 см., вес 2,9 кг. У палатки имеется два входа, расположенным с обоих торцов и закрывающихся москитной сеткой. Температура ночью в тот день была около +12૦C и внутри палатки было также холодно, как и снаружи, а ледяной ветер продувал её насквозь, как аэротрубу. Этого явно оказалось мало, потому что на стенках палатки стала конденсироваться влага, которая стекала на пол и мочила спальные мешки. В общем, ночка выдалась так себе, мы проснулись злые, замёрзшие и в мокрых спальниках. 


День 2: От Тарбушево до Озёр

На следующий день мы проснулись в районе шести утра. Река и всё вокруг было скрыто в плотном сером тумане. Туман был такой силы, что видимость составляла всего несколько метров. Чтобы плыть в такую погоду не могло быть и речи, поэтому мы начали завтракать и ждать, пока туман рассеется. Около восьми утра погода улучшилась, туман почти исчез и мы стали собираться в путь. Из лагеря вышли в девять утра, на реке стояли рыбацкие лодки, скрытые до этого в тумане. В Оке можно поймать плотву, леща, налима, подлещика, а если повезёт, то и щуку. Раньше водились осетры и сомы, но их всех истребили люди. 
Всё утро дул встречный ветер, а вместе с ветром поднялась большая волна, всё это сильно замедляло ход лодок. Мы двигались со скоростью не более 3 км\ч., хотя лодки могли идти со со скоростью около 5 км\ч. Берега были однообразные, то зелёные поля, что заросли ив вдоль берега. На большое воде тяжело правильно оценить расстояние: объекты кажутся ближе, чем они есть на самом деле. Вам может казаться, что берег совсем близко и вы изо всех сил к нему плывёте, но проходит пять минут, десять, пятнадцать, а расстояние нисколько не изменилось. 
В районе двенадцати часов мы причалили к берегу, не дойдя до Озёр несколько километров. Отдохнув и перекусив мы решили, что уже достаточно наплавались, а оставшуюся часть пути пройдёт по берегу. Собрав вещи мы двинулись в путь. Сначала шли вдоль полей с луком, затем вышли на асфальтированную дорогу, ведущую в город. Из Озёр можно на электричке доехать до Коломны, а там есть на поезд до Москвы. Электричка в Коломну ходит четыре раза в день: 06:15 - 07:32, 14:10 - 15:28, 18:51 - 20:09 и 22:37 - 23:55. На электричку мы не успели, поэтому пошли на автостанцию. 
 
 фото: gvv-muzruk.narod.ru

Город Озёры основан в 1834 году в 125 км. к юго-востоку от Москвы. Из достопримечательностей в Озёрах есть Троицкая церковь (1851 год), недалеко от города находится древнее городище Ростиславль-Рязанский и усадьба Сенницы, принадлежавшая графу Келлеру. В Озёрах имеется кондитерская фабрика, на которой производят конфеты "Озёрский сувенир" и "O'Zera". Конфеты довольно вкусные, а купить их можно в большинстве продуктовых магазинов.
В 15:30 мы сели на автобус до Москвы и благополучно добрались до дома, завершив сплав по Оке. Всего пройдено от Ступино до Озёр 28 км., на это потребовалось два дня. На дорогу туда-обратно ушло около 600 рублей с человека.



На этом всё, благодарю за внимание!


Комментарии

  1. Тоже так хочу сплавать )))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Берите каркасное судно и вперед! Маршрут абсолютно матрасный.

      Удалить

Отправить комментарий