Сплав по реке Нерская, 17 км., июль 2017

Отчёт о сплаве по реке Нерская (Московская область), 17 км., 22.07.2017

Маршрут: Ст. Подосинки - село Хотеичи (17 км.).

В конце июля сплавился с женой по реке Нерская. Для жены это был первый сплав, поэтому, с одной стороны, выбирали несложную реку с хорошей транспортной доступностью и красивой тихой местностью с другой. Нерская практически идеально подходила под это описание: она расположена в 90 километрах на юго-восток от Москвы по Казанской железной дороге у города Куровское. На Нерской нет порогов, шевер, перекатов и других водных препятствий, а на её берегах можно найти множество мест для стоянок.

Снаряжение
Надувная байдарка Тайга 340 с фартуком (Вольный Ветер), драйбег на 120 литров и стандартные двухсекционные вёсла от того же производителя. Два комплекта одежды: "сухой" комплект для дороги туда и обратно, "мокрый" комплект для нахождения в лодке. Для "мокрого" комплекта одежды использовались непромокаемые брюки из Декатлона (вроде таких, только для взрослых), неопреновые носки, футболки с длинным рукавом и спасательные жилеты. На случай дождя мы взяли с собой дождевики. Аптечка, канистра с водой и запас еды на один день. Лодка со всеми причиндалами транспортируется в драйбеге, вёсла крепятся снаружи при помощи строп. Одежду и еду несла жена в туристическом рюкзаке, а спасательные жилеты переносятся в гермосумке.

Дорога
Мы поехали на электричке до станции Подосинки, билет стоит 200 руб., поезд идёт полтора часа. Когда мы садились в поезд в Люберцах, свободных сидящих мест не осталось, поэтому ехали стоя в тамбуре. Многие люди, обращая внимание на большой рюкзак с торчащими из него вёслами, расспрашивали нас о маршруте сплава и желали удачи. Несмотря на тряску и толкотню в тамбуре, доехали хорошо, даже душевно.

фото: Reylinike

В Подосинках мы вышли в 08:40 и направились в сторону дачного посёлка Родник. Судя по карте, вдоль железной дороги есть тропинка до реки, идти по ней три километра. По ошибке, мы прошли через дачный посёлок и свернули на дорогу до деревни Бор. Пришлось вернуться назад и со второго раза мы нашли нужную дорогу. Когда вы приедете в Подосинки, вам нужно не переходя железную дорогу, пройти в сторону посёлка Родник и у автобусной остановки повернуть налево. Тропинка тянется через сосновый лес, вдоль железной дороги, постепенно уходя вправо. На местах вырубок встречаются красивые цветущие луга, идти по ней одно удовольствие, лишь в одном месте придётся перебраться через ручей по брёвнам. Через два километра грунтовка сменилась асфальтовой дорогой и мы вышли к святому источнику. Рядом с источником оборудована часовня Царственных Страстотерпцев и автостоянка. Вода в источнике питьевая и за ней выстроилась длинная очередь из людей с канистрами.

фото: yandex.ru. Автор vostockow-alex

После источника мы с женой прошли ещё около километра и вышли к автомобильной дороге, связывающей Егорьевское шоссе и трассу А108 (Московское Большое Кольцо). Перейдя дорогу и немного углубившись в лес мы вышли к Нерской. Берег реки с удобным подъездом на машине излюбленное место любителей отдыха на природе. Впрочем, мы без труда нашли место для стапеля и нам никто не мешал. На сбор лодки и упаковку вещей ушёл примерно час, выплыли мы в одиннадцатом часу.

Сплав
Нерская узкая и извилистая река, её ширина составляет десять-пятнадцать метров, глубина колеблется от полуметра до трёх с половиной метров, течение умеренное. Левый берег высокий и покрыт сосновым лесом, правый более низкий, с сочной зелёной травой на пойменных лугах. Примерно, через полтора километра нас ждало первое препятствие: через реку перекинут газопровод. Железная труба лежит на низком деревянном мосту, можно попробовать перетащить лодку сверху, но мы решили не рисковать и обнести по берегу. Обнос лучше проводить с правой стороны, там есть спуск к воде. Поднять наверх лодку не такая уж простая задача, стоит запастись прочными верёвками, чтобы тащить лодку с берега. Спуститься на воду сразу за трубой неудобно - нет нормального подхода к воде, берега крутые и сильно заросшие травой. Мы прошли триста метров вперёд по грунтовой дороге и вышли на песчаный пляж, на котором сели в лодку и продолжили движение.

фото: yandex.ru Автор trolleway

После газовой трубы на реке стали встречаться частые завалы в виде упавших деревьев. С помощью мата и маневрирования все они проходимы, но есть реальный шанс порвать лодку об острые сучья. Из-за завалов, во-первых, медленно плывёшь, а во-вторых, тратишь много сил на их прохождение. Газовая труба встретилась нам еще раз, но в этот раз она проходила над рекой на высоких сваях и мы прошли под ней. Завалы лучше проходить вдвоём: пока я отпихивал лодку от поваленных брёвен, жена гребла, продвигая байдарку вперёд. В нескольких местах русло реки разделяется на несколько проток, как правило, одна из них оказывается заболочена, поэтому заблудиться не получится.

фото: personallife.ru

На берегу часто встречались палатки с отдыхающими, но мы не встретили ни одного туриста-водника. Около часа дня пошёл дождь, который продлился до вечера. К счастью мы взяли с собой дождевики, а лодку закрыли фартуком. Плыть под дождём не очень весело, капюшон затрудняет обзор, но хуже, что в нём плохо друг друга слышно. Устав продираться сквозь бесконечные завалы и изгибы реки, мы загрустили и захотели домой. С походами часто так бывает: когда ты сидишь дома в удобном кресле и планируешь путешествие, всё кажется простым и восхитительным. Но стоит тебе пройти несколько километров, как ты начинаешь проклинать тяжёлый рюкзак и даёшь слово никогда больше не уходить из дома дальше бара.

фото: yandex.ru Автор galina110163

Дорога домой
Села Хотеичи мы достигли около пяти вечера, вместо расчётных трёх часов дня. Антистапель устроили недалеко от Троицкой церкви, с трудом найдя небольшой клочок суши среди болотистых берегов. Пока собирали вещи и переодевались, встретили двух туристов на байдарке, прошедших вниз по течению. Надеюсь, они благополучно добрались до дома. От реки до села ведёт грунтовая дорога, которую затопило дождем. Разведка показала, что по обеим сторонам дороги находится болото. Пришлось разуться и идти по колено в грязной и холодной воде. Пока мы шли, нас атаковало полчище комаров, которых не отпугнула даже специальная аэрозоль. Наконец, мокрые, грязные и искусанные мы пришли в Хотеичи.
В Хотеичах планировалась сесть на автобус № 37 и доехать на нём до Куровской, а в Куровской сесть на электричку до дома. До ближайшего автобуса оставалось больше двух часов, чтобы не терять время мы стали искать машину. Служба такси в Куровской могла прислать за нами Renault Logan, но мы не влезли бы в него с большим рюкзаком. Поговорив с местными жителями, мы узнали, что есть местное такси, номер которого можно узнать в продуктовом магазине. Магазин находится рядом с Троицким храмом, на той же стороне шоссе. Продавщица действительно дала нам номер водителя, который уже неоднократно подвозил туристов вроде нас. Машина приехала минут за десять, это оказался Renault Sandero, в который мы кое-как поместились и доехали на станции Куровское. В Куровской мы сели на электричку и благополучно вернулись домой.

фото: yandex.ru автор Шуров Олег

Нерская оказалась коварной рекой, за видимой простотой и отсутствием серьезных препятствий в виде порогов, шевер и перекатов, на ней очень много завалов. Река часто петляет, и из-за этого приходится много маневрировать и постоянно находиться в напряжении. Все встреченные завалы мы смогли пройти без обносов, исключая уже упомянутую газовую трубу. При проходе завала нужно быть острожными, велика вероятность порвать лодку об острые сучья. С другой стороны, Нерская удобно расположена, весьма живописна и на ней невероятно спокойно. На её берегу так и хочется поставить палатку и сидеть, наслаждаясь тишиной и природой.
Спасибо пользователям форума veslo.ru за ценные советы, а жене за выдержку и терпение.