Мещера: Поход выходного дня

26 августа я с женой и с другом отправился в поход в Мещеру. Идея сходить в Мещеру появилась у меня после прочтения отчёта Странника Сергея "Мещёра: Тугоселье - леса, болота, озёра".  Оригинальный маршрут, описанный в отчёте, на 16 км. длиннее нашего и начинается от станции "Пожога". Его полная длина составляет 42 км.

Я не буду называть широт и долгот Мещорского края. Достаточно сказать, что он лежит между Владимиром и Рязанью, недалеко от Москвы, и является одним из немногих уцелевших лесных островов, остатком "великого пояса хвойных лесов" ©
Константин Паустовский, "Мещерская сторона".

Маршрут: ст. Осаново - Семёновская - трасса Р-106 - Лузгарино - Туголес - Варюковка - Васюковка - Харинская - Туголесский Бор - ст. Туголесье (26 км).

Дорога туда:
Электричка с Казанского вокзала до станции Кривандино (Москва - Черусти, 06:27 - 09:08). Стоимость билета составляет, примерно, 300 рублей. В Кривандино пересадка на тепловоз до станции Осаново (Кривандино - Рязановка, 09:20 - 09:40), билет стоит около 30 рублей. 
Дорога обратно: 
Электричка от станции Тугоселье до Казанского вокзала в Москве (Черусти - Москва, 17:05 - 19:49).  Стоимость билета около 300 рублей.
Затраты на одного человека на проезд туда-обратно составляют около 650 рублей. 

Дорога

После станции "Куровское" людей в электричке стало меньше и мы смогли сесть, и попить из термоса горячего чая. На станции "Шатура" вышли почти все пассажиры, до "Черустей" остались ехать единицы. В начале десятого утра мы вышли на станции Кривандино Шатурского района. Село Кривандино основано в 1537 году на берегу реки Поля. По одной из версий, название села Кривандино происходит от древнего славянского имени Криванда. Тепловоз на Рязановку ходит три раза в день (09:20 - 11:08, 14:40 - 16:28, 20:50 - 22:38) и везёт один пассажирский вагон. Билеты на тепловоз продаются в кассе на платформе, проезд до станции Осаново стоит около 30 рублей. 


До станции Осаново ехать двадцать минут, тепловоз сворачивает направо от основного пути и устремляется на рельсам, проложенным сквозь лес. После долгого пребывания в городе нас поразила мощь этого первозданного леса: вдоль путей вымахали двухметровые заросли борщевика, а вековые деревья заслоняют пышными зелёными кронами небо. Видя такое торжество природы понимаешь, что как бы человек не пытался застроить всё каменными городами, ещё остаются такие нетронутые островки.

Осаново-Дубовое

Без двадцати десять утра мы вышли на станции Осаново. Станция "Осаново" расположена в посёлке Осаново-Дубовое на железнодорожной ветке Кривандино - Рязановка. Первая часть названия посёлка относится к Осановской пустоши, которая упоминается в писцовых книгах XVII века. Вторая часть названия происходит от болота Дубового, расположенного рядом. Посёлок возник в качестве торфодобывающего предприятия в 1944 году. Торф добывали с уже упомянутого выше Дубового болота, поставляя его для Шатурской ТЭС.
Осаново-Дубовое маленький посёлок с парой панельных трёхэтажных домов, советским Домом Культуры, школой и огородами на окраине. Пройдя по Центральной улице мы нашли магазин, в котором купили булок и кваса. Рядом с магазином расположился стихийный рынок, на котором продавали резиновые сапоги, тельняшки и камуфлированные брюки. Живя и работая в большом городе быстро забываешь, что в России многие тысячи бедных посёлков, в которых живут люди. Ты привыкаешь к быстрому интернету, кабельному телевидению, комфортным офисам и круглосуточным магазинам. Стоит отъехать от центра хотя бы на сто километров и ты видишь, что многие люди живут в разваливающихся домах, в посёлках без дорог с единственным продуктовом магазином. Говоря о экономическом росте, инновациях и социальной политике чиновники всегда говорят про жизнь в крупных городах, забывая рассказать про такие брошенные посёлки и деревни.

От Осаново-Дубового мы планировали дойти до деревни Починки, расположенной, примерно, в 5 км. восточнее. Пройдя вдоль огородов мы вышли из посёлка и по тропинке направились к лесу. Стояла ясная солнечная погода, дождя, которым утром нас пугали синоптики, ничего не предвещало. Лес располагался на месте бывших торфоразработок и, судя, по спутниковой карте, через них шла дорога на Починки. Чем дальше мы шли, тем более непролазным становился лес, вскоре пропала единственная тропинка и прихошлось пробираться через колючие кусты ежевики, поваленные деревья и старые дренажные канавы. Канав становилось всё больше, большинство оказывалось сухими и через них можно было спокойно пройти. Через несколько километров мы вышли к глубокой затопленной канаве, которую перелезли по поваленному дереву. Справедливости ради отмечу, что я перелезал последним и получилось это у меня хуже всех. К счастью, мои штаны Columbia Titan Peak выдержали это испытание. За канавой оказалось большое озеро, дорога должна была проходить где-то слева, но там было болото. Пройдя в другую сторону мы также упёрлись в болото и решили вернуться обратно в Осаново-Дубовое, а оттуда по дороге  через деревню Семёновская дойти до шоссе Р-106. На обратном пути из леса в Осаново мы увидели куропатку, взлетевшую прямо из-под наших ног. Хотя дикие животные нам не повстречались, приятно осознавать, что в подмосковных лесах ещё есть жизнь.

Семёновская

От Осаново-Дубового до Семёновской всего два километра, мы шли по дороге через лес и наслаждались солнцем и свежим воздухом. В Семёновской стоят обычные деревенские дома, где-то современные кирпичные коттеджи, где-то старые деревянные избы, есть магазин с необходимыми продуктами. От Семёновской ещё два с половиной километра до пересечения с трассой Р-106. Чтобы наверстать упущенное время мы сели на автобус (остановка "Семёновская развилка"), доехав на нём до Лузгарино. Проезд в автобусе стоил около 50 рублей.


 Туголес и церковь Параскевы Пятницы

В Лузгарино мы вышли из автобуса и направились в сторону села Туголес, чтобы осмотреть храм Святой Мученицы Параскевы Пятницы, построенный в 1897 году. Параскева Пятница изначально является славянским языческим божеством, отождествляемым с пятым днём недели. Древние славяне верили, что Параскева может излечить от многих болезней и помогает в домашнем хозяйстве. Чтобы не обидеть Параскеву, в пятницу не пряли, не стирали и не пахали землю. Постепенно, с приходом на Русь христианства, образ богини Параскевы объединился с образом святой Параскевы и в таком виде дошёл до наших дней.
Церковь в Туголесе небольшая, но интересная и уютная. Внешне внимание привлекает необычная архитектура храма: приземистое здание венчает массивный и короткий купол. Внутри церковь практически ничем не отличается от себе подобных, но, знаете, иногда приходишь в храм и чувствуешь, что в нём есть душа. Церковь Параскевы Пятницы один из таких храмов. Внутри храма хранится облачение священника, к сожалению, с не снимал внутри. Если кто-то из уважаемых читателей что-то про это знает, сообщите, пожалуйста об этом, в комментариях.

 Варюковка и Васюковка
 
Посетив церковь, мы направились в сторону деревень Варюковка и Васюковка, расположенных на востоке от Туголеса. Чем дальше мы отходили от шоссе, тем более заброшенными становились деревни. Варюковка выглядела совсем заброшенной, идя по единственной улице мы не встретили ни одного человека, а некоторые дома выглядели демонически. По официальным данным население некоторых деревень сейчас не превышает 10 человек, а когда-то составляло несколько сотен. В современных деревнях нет главного условия для нормальной жизни людей - работы. После развала Советского Союза закрыли колхозы, главные движители села. С исчезновением работы из деревень, в поисках лучшей жизни стали уезжать люди, многие деревни таким образом вымерли полностью.  
 
Харинская и Туголесский Бор

Миновав деревни Варюковка и Васюковка мы двинулись в сторону Харинской, а оттуда вела прямая дорога до Туголесского Бора и обратной электричке. Грунтовая дорога вела через заросшее травой зелёное поле. В городе часто не хватает таких вот просторов и приятного для глаз зелёного цвета. Харинская оказалась более развитой деревней и больше напоминала коттеджный посёлок, застроенный более современными домами. В конце деревни мы вышли к какому-то оврагу, на дне которого бежала вода. Через овраг была перекинута жёлтая труба газопровода и рядом с ней хлипкий деревянный мосток. По этому мостку мы благополучно перебрались через овраг и вышли в посёлок Туголесский Бор. Туголесский Бор достаточно крупный посёлок с населением более 2 000 человек. На территории посёлка расположена железнодорожная платформа "Туголесье". Дойдя до неё мы сели на поезд до Москвы и вернулись домой.

   


На этом всё, благодарю за внимание! До новых встреч!