Сплав по реке Осётр. Часть 3

Сплав по реке Осётр. Часть 3: День 1
Река Осётр в районе деревни Новоселки имеет крутые заросшие бурьяном берега и быстрое течение. Дно реки неглубокое и каменистое, у берегов илистое. Русло узкое и извилистое, его ширина колеблется от 20 до 30 метров. Берега высокие, поросшие смешанным лесом и бурьяном, в воде плавает много коряг и поваленных деревьев. Осётр не судоходная река, за весь день мы встретили лишь пару байдарок, шедших параллельным курсом. В воде плещется много рыбы, вдоль берегов встречаются одинокие рыбаки, особенно их много у порогов. Однажды мы увидели летящую над водой цаплю, других редких птиц или животных не заметили. Отдыхающих у воды также крайне мало, эта местность малонаселенна и труднодоступна, редкие купальщики встречаются только в районе больших деревень. В самом начале нашего пути мы включили походное радио Eton Scorpion, поймали только одну станцию - Авторадио 90,3 FM.

фото: old.nshad.ru

Первые пять километров до деревни Радушино проходятся легко. У Радушино нас ждёт первый перекат, о приближении к которому предупредит шум льющейся воды и практически полное отсутствие течения. Когда-то в этом месте находился мост от которого теперь практически ничего не осталось. Большую часть реки перекрывают большие валуны и строительный мусор. Перекат проходится по главной струе, ближе к правому краю реки, при его прохождении следует соблюдать осторожность, так как ниже по течению располагаются торчащие из воды валуны и коряги. Течение в струе сильное, но оно быстро ослабевает после его прохождения. При необходимости, препятствие можно обнести по правому берегу или осуществить проводку по левому берегу.

фото: posmotrel.net

После Радушино практически весь путь придётся идти на вёслах, течение реки становится очень слабым. Берега всё также плохо доступны из-за своей крутизны и зарослей крапивы. Через два километра мы достигли деревни Протёкино, где через Осётр проходит автомобильный мост. Под мостом, на правой стороне реки, расположен выгул для крупного рогатого скота, а на левом берегу стихийное место для купания местных жителей и проезжающих по мосту на автомобилях. Берег с левой стороны крутой и скользкий, дно илистое, заходить в воду, особенно смотря на купающихся коров с соседнего берега, не хочется, но некоторых людей это не смущает и они с удовольствием плещутся в прохладной воде. Здесь, под мостом, мы остановились, чтобы передохнуть, выпить по кружке горячего чая и перекусить гусиным паштетом.
В ста метрах,  ниже по течению после моста на реке расположен маленький островок, правая протока перегорожена остатками старого моста. С левой стороны от острова находится быстрина и небольшой слив без камней. Быстрое течение сильно прижимает к левому берегу, вдоль которого валяются старые коряги и мусор. Проходить следует прижавшись к правой стороне и в конце резко повернув направо, чтобы не врезаться в крутой берег.

Через два километра, после автомобильного моста в Протёкино, река делает поворот направо, здесь находится небольшой каменистый перекат, течение сильно прижимает к правому берегу. Перекат без проблем проходится по главной струе с последующим манёвром в левую сторону. После переката на левом берегу находится пляж, на котором купаются местные жители. Мы тоже сделали небольшую остановку для купания. Вода оказалась холодной, дно каменистое, без коралловых тапочек заходить в воду неприятно. Оставшиеся три километра до деревни Ратькино не содержат ничего интересного, кроме, разве что, острова Катерининский. Остров небольшой и сплошь заросший сорняками и кустарником, обходить его лучше с левой стороны. Где-то в районе острова Катерининский мы почувствовали острый трупный запах, видимо где-то недалеко умерло какое-то животное. У Ратькино мы сделали еще одну остановку для пополнения запасов питьевой воды. Колодец находится в полукилометре от реки, не доходя до деревни нужно повернуть налево в сторону больших деревьев. К колодцу привязано ведро, чтобы было удобнее зачерпывать воду, вода вкусная, можно пить без кипячения и фильтрации. После Ратькино перестало ловить радио и стали появляться проблемы с доступность сотовой связи.

фото: ratkin.ucoz.ru

У Ратькино мы были в районе пяти часов вечера и по плану через часа-два должны были встать на ночевку, чтобы продолжить свой путь на следующий день. Но до окончания маршрута оставалось пройти около десяти километров, силы еще были, погода стояла ясная и тёплая, и мы решили пройти весь маршрут за один день. Если вы путешествуете по классическому маршруту от Зарайска до Берхино (более подробно этот маршрут описан в 4 части описания сплава), то на ночёвку лучше становиться в районе деревни Ратькино. Как я уже говорил выше, здесь есть источник с питьевой водой и хорошие места для стоянки. После Ратькино найти место для ночёвки будет значительно сложнее (берега Осетра становятся более крутыми и сильно заросшими). Как известно, по закону байдарочника, все хорошие места для ночлега встречаются до 18:00. Второе неплохое места для стоянки можно найти недалеко от села Спас-Дощатый.
После Ратькино вдоль берегов реки начинают появляться источники с родниковой водой. К большинству из них подход сильно затруднён из-за заросших кустарником берегов, но при желании воду набрать можно.  Через три километра от Ратькино у деревни Аргуново будет очередной перекат. Перекат является двойным и содержит много камней, которые при прохождении сильно цепляют дно. Обнести перекат можно по левой стороне реки.

фото: posmotrel.net

От Аргунова два километра до села Спас-Дощатый. Село расположено на правом берегу Осетра, первое упоминание о нём относится к 1595 году. Согласно легенде, однажды царь Иван Грозный плыл Осетру из Зарайска в Коломну, когда гонец сообщил ему о победе над татарским войском. В честь этого памятного события царь распорядился построить часовню, но никакого строительного материала с собой не было, поэтому пришлось разобрать на доски один из кораблей. В 1709 году здесь построили каменную церковь в честь Преображения Господня. На реке здесь находится небольшой перекат, который без проблем проходится по главной струе.

фото: photosight.ru

Через два километра от села Спас-Дощатый в Осётр впадает река Сенница. В трёх километрах выше устья находится посёлок Сенницы-2, а в нём остатки усадьбы Келлеров. В самих Сенницах-2 находится церковь Вознесения (1701). Предположительно, в районе устья реки Сенницы мы заметили, что наша лодка спускает воздух - по неосторожности я проколол правый борт острым краем весла. Пробоину пробовали заклеить техническим скотчем, но воздух всё равно выходил, в добавок пошёл мелкий дождь. Кое-как протянув ещё около километра мы высадились на берег в районе деревни Макаровка. Было около девяти часов вечера, заросший крапивой берег круто поднимался метра на четыре от реки.

фото: andrive.ru

К счастью, здесь было мелко и перестал идти дождь, но когда мы поднялись на берег, нас тут же атаковало чёрное облако мошки. Мошки были везде - под одеждой, в волосах, в носу и в глазах,  к тому же, они очень больно кусались, оставляя после себя красные волдыри. Примяв траву вёслами мы поставили палатку, и спрятались в ней. Снаружи стоял гул, как на аэродроме во время посадки пассажирского Boeing-737. После тщательной обработки репеллентом мы вылезли из палатки, чтобы собрать и осмотреть вещи и лодку. Все вещи оказались целы и даже не промокли (спасибо гермоупаковке), лодка почти полностью сдулась. Снова пошёл дождь, мошка исчезла также неожиданно, как и появилась. Выпив перед сном горячего чая мы легли спать. Уже засыпая мы услышали какие-то шаги около палатки. Кроме шагов были слышны ещё какие-то непонятные звуки, то ли чьё-то фырканье, то ли рычание. Несколько раз пройдя рядом с палаткой, "нечто" с характерным звуком нырнуло в воду. Из всего этого мы сделали вывод, что это, возможно, была выдра. Так закончился первый день сплава по реке Осётр.