Сплав по реке Осётр. Часть 4

Сплав по реке Осётр. Часть 4: День 2

На следующий день мы проснулись около пяти часов утра. Солнце уже поднялось из-за кромки деревьев и его оранжевые лучи ярко освещали поле, в котором мы разбили лагерь. Поле тянулось на многие километры вдоль левого берега Осетра, на севере за полем чернел вековой сосновый лес. В нескольких километрах за лесом протекает река Ока, через которую нам предстояло переплыть, чтобы сесть на автобус до Коломны.
Более классическим маршрутом сплава по реке Осётр является путешествие от Зарайска до деревни Берхино. Деревня Берхино находится на левом берегу реки Осётр в 20 километрах к западу от города Луховицы. От места нашей ночёвки под деревней Бебехово до Берхино нужно проплыть еще 12 километров. От Берхино ходит рейсовый автобус №28 до Луховиц. Таким образом, сплав заканчивают в Берхино, оттуда на автобусе доезжают до Луховиц и в Луховицах садятся на электричку до Москвы.
Мы позавтракали чаем с овсяной кашей и осмотрели лодку. За прошедшую ночь сдулась не только только основная камера, но и резервная тоже; видимо, её мы прокололи, когда вытаскивали лодку из воды. Лодку решили тащить с собой и ремонтировать на берегу Оки. Если лодку не удастся заклеить, то мы надеялись переправиться с помощью местных жителей деревни Трегубово. На наше счастье через поле шла грунтовая дорога до деревни Бебехово, из Бебехового дорога поворачивала налево в лес, и шла до Трегубово. Мы шли довольно медленно, периодически делая остановки для отдыха, так как несли тяжёлые рюкзаки и сумку с лодкой.

фото: google earth

фото: photohost.ru

Деревня Бебехово расположена в междуречье Оки и Осетра, в 14 километрах к северо-востоку от города Озёры. Первые упоминания о деревни относятся в XVI веку.

В лесу стало идти труднее, во-первых, нас атаковали голодные комары, а во-вторых, дорога шла в гору и была сильно размыта после дождя. Мы успели пройти около двух километров и уже собирались бросить проклятую лодку в лесу, когда на дороге появился внедорожник. Выслушав нашу историю, нас согласились подвезти до Трегубово. Мы с комфортом разместились в кузове внедорожника вместе со всеми вещами. За рулём сидел немолодой мужчина, рядом с ним на переднем сиденье сидела немолодая, но красивая женщина - видимо, его жена. Эти милые люди совершенно бескорыстно довезли нас до самого берега Оки.
Деревня Трегубово находится в 14 километрах к северо-востоку от города Озёры на правом берегу реки Оки. Прежнее название деревни - Притыка, в деревне расположена действующая пристань с одноименным названием.

фото: ozerygeo.ru

В Трегубово мы обнаружили летний лагерь студентов геологического факультета и нескольких деревенских мужиков. Решив не тратить время и не рисковать с починкой, мы спрятали сумку с лодкой к кустах. За пятьсот рублей мужики согласились перевести нас на другой берег Оки. С высокого берега Трегубово открывается красивейший вид на Оку. Из Коломны до Трегубово пару раз в день ходит пассажирский катер Москва-108, раньше такие катера ходили регулярно и перевозили большое количество людей между деревнями.

Переправившись через Оку, мы двинулись в сторону деревни Жиливо. Там, на Акатьевском шоссе нужно было сесть на автобус № 34 до Коломны. Наш путь лежал по палящему солнцу через бескрайнее картофельное поле. Удивительно, как удаётся выращивать картофель на грядках без единого сорняка. Мы прошли пять километров до автобусной остановки, сделав небольшой привал у Жиливского озера.
Деревня Жиливо расположена в 14 километрах к северо-востоку от города Озёры, упоминание о деревни относится к XIX веку. В Жиливо находится Жиливское озеро (на картах оно обозначено, как озеро Рама). Среди местных жителей соседних деревень (Жиливо и Белые Колодези) озеро делят на два водоема. Часть озера, расположенная ближе к Белым Колодезям, принято называть Гати, а часть озера, расположенную ближе к деревни Жиливо - Жиливским озером. Обе части озера соединяет пересыхающий перешеек.

Автобус № 34 довёз нас до города Коломна, а там мы сели на электричку до станции Люберцы и благополучно вернулись домой.
Коломна находится в Московской области, в ста километрах к юго-востоку от Москвы, в месте сливания рек Москва и Ока. Первые упоминания о Коломне относятся к 1177 году, что делает Коломну одним из старейших городов Подмосковья. В Коломне частично сохранился кремль и множество православных храмов и монастырей.

Заключение
За исключением истории с продырявленной лодкой, сплав по реке Осётр прошёл хорошо. Сплав лучше начинать в Зарайске, доехав до остановки "Элеватор", добираться до реки отсюда значительно проще. На ночёвку лучше всего становиться в районе деревни Ратькино (есть источник питьевой воды, удобные для высадки берега). После Ратькино с выбором подходящего места ночёвки могут возникнуть сложности. Клещей, к счастью, на себе мы не обнаружили (использовали репеллет Gardex), зато мошка там водится в изобилии. Укусы мошек на месте обрабатывали спиртовыми салфетками и йодом. В дальнейшем (дома) я использовал гель Фенистил (помогает хорошо). Следы от укусов прошли, примерно, через неделю. Другой медицинской помощи не потребовалось. Пороги на реке не сложные и для их успешного прохождения достаточно базовых знаний и навыков по управлению лодкой. Места довольно красивый и дикие, населенный пункты встречаются сравнительно редко, поэтому стоит заранее позаботиться об обеспечении автономности на пару суток. Источники воды начинают встречаться, начиная со второй половины маршрута, большинство из них труднодоступно (качество воды я не проверял). Рекомендую брать с собой газовое оборудования для приготовления пищи (или использовать иной вид горючего). В местах, где можно остановиться на стоянку лес небольшой и найти там достаточно дров проблематично. Другие экипажи на маршруте встречаются, но редко (пару раз за день), местные жители обитают в местах для купания.

За первый день пути мы прошли по реке на вёслах 20 км и на второй день 10 километров пешком. Так закончилось наше путешествие и мой рассказ о нём.