Лоция реки Осётр. Часть 1

Река Осётр

достопримечательности, памятники природы и прочие объекты

© А.Рощин 2010-2015 текст
© А.Рощин и другие 2007-2015 фотографии
Последнее обновление: октябрь 2015
"был осетëр тот хитëр"
К.Чуковский

Возможности сплава, общий обзор, геологические находки

С точки зрения водного туризма Осётр - река достаточно простая, хотя и содержащая несколько интересных элементов. Пригодный для летнего сплава участок начинается с Хрусловки, точнее, с моста железной дороги Ожерелье - Узловая возле платформы "168-й км". Выше Хрусловки у поселка Метростроевский Осётр непроходим в среднюю воду, в малую - проходим, но не на лодке, а пешком прямо по дну :). Ещё выше, у трассы М4, прямо у автодорожного моста, раскинулось большое озеро, в которое впадает также речка Веркуша, на нём регулярно плавают рыбаки на надувных лодках - однако выше этого озера в русле Осетра воды часто не бывает совсем, по крайней мере в тёплое время года. (Впрочеи, в настоящий паводок настоящий каякер может пройти и там - см. отчет М.Трускова, ссылка 1.) От Клина до Венёва Монастыря вдоль Осетра тянется цепь характерных кирпичных будок, соединённых линией электропередачи и трубопроводом - это Осетровский водозабор для нужд города Тулы.
По большой воде на всём протяжении от Хрусловки до устья найдётся побольше десятка препятствий, требующих обноса, по маловодью к ним добавится ещё полстолько. Выше впадения Венёвки в русле много упавших деревьев, изредка образующих завалы; встречаются они и ниже - как минимум до устья Мордвеса. В 2010-е годы расплодились бобры, и брёвен стало ещё больше; на 2014 год проходимость участка Хрусловка - Дудино уже начинает вызывать сомнения. По всему протяжению Осетра разбросаны низкие мосты, плотины, рукотворные пороги с добавкой бетона и железа. Есть четыре-пять симпатичных спортивных порогов 1-2 категории сложности, несколько меньших порогов и длинных мелких быстрин, по маловодью превращающихся в шиверы.


В отношении течения Осётр по большей части представляет чередование глубоких омутов с мелкими перекатами. Имеются два нудных многокилометровых водохранилища - Ливадийское ниже Серебряных Прудов и Зарайское выше Зарайска. Притоков, соизмеримых с самим Осетром, пожалуй, всего три - Веркуша, Венёвка и Мордвес, остальные впадают, не давая сколько-нибудь заметной прибавки воды. Река весной и в первой половине лета довольно мутная, с середины лета вырастают водоросли и вода становится прозрачной. В прилегающей сельской местности развито животноводство и летом от осетровской воды на многих участках отдаёт навозом. Лучше в этом плане обстоят дела в пределах Тульской области и на первых километрах после Ливадийского водохранилища, хуже - в Зарайском районе. Впрочем, в июле 2015-го вода и там была вполне нормальной - то ли животноводство пришло в упадок, то ли очистку наконец наладили.
Берега по всему сплавному участку состоят из нескольких террас. Чаще всего непосредственно от воды на несколько метров поднимаются крутые глинистые склоны, заросшие ольхой и ивами. Дальше может быть терраса с полем или лугом, а может быть продолжение склона на высоту еще метров сорок. В окрестностях Серебряных Прудов русло похоже на глинистый каньон, врезанный в равнину. Дальше (примерно от жд моста ветки Узуново - Рыбное) нижний уступ становится менее выраженным, а над пойменной террасой появляются холмы, возвышающиеся над водой на 50-80 метров, среди которых река закладывает широкие, по нескольку километров, петли с прижимами и перекатами. С верхних равнин к ней спускаются глубокие мрачные овраги, набирающие десятки метров глубины на несколько километров протяженности. Пережимы русла Осетра обычно вызваны грудами каменных обломков, скапливающихся в их устьях.
На самом верху растут береза, дуб и липа, летом много земляники и грибов. Крутые склоны долины зарастают широколиственным лесом с густым подлеском. К Зарайску левый берег понижается, правый отступает вдаль. После устья Второго Осетрика холмы опять приближаются к реке, но нижняя терраса остается довольно широкой и с воды окружающая местность иногда кажется равнинной - чего никак не скажешь, пытаясь спустится в долину сверху от дороги или деревни. Около Бебихово по берегам появляются сосны и ели. Порог в Берхино знаменует приближение Оки, после него холмы постепенно расходятся, и ниже Городни река приобретает вид огромной канавы посереди полей. После чего тихо впадает в Оку в 10-15 километрах выше Коломны.
Отчеты водников и лоции:
  1. М. Трусков (май 2003, каяк, Анишино - мост М4, 1 день)
  2. Фыва Цукен (сентябрь 1998, ПСН, Лошатовка - Зарайск, 3 дня),
  3. О. Волков (май-июнь 1997-2001, Дудино - Коломна), он же (май 1988 и июнь1997, Таймень-2, Дудино - Коломна)
  4. Ю.З.Михеев раздел про Осетр (Дудино - Коломна) в Подробной лоции голубых дорог Центральной России
  5. Аристарх (poidem-v-pohod.narod.ru) (Анишино - Коломна), также на сайте www.prudy.ru
Номера листов генштабовской километровки:
  • Исток - Новоселки (Тульская обл.) N37-52
  • Анишино - Богоявленка (Тульская обл.) N37-64
  • Венёв Монастырь - Хрусловка - устье р. Мордвес (Тульская обл.) N37-53
  • Мост трассы М6 - Серебряные пруды - Мал. Белыничи (в основном Московская обл.) N37-54
  • Трегубово - Зарайск - устье (Московская обл.) N37-42
Берега Осетра в "горных" участках изобилуют выходами известняка. Нередко случается видеть глыбы поперечником один-два метра, выпирающие из берегов или свободно разбросанные по ним. Есть несколько участков, где велась промышленная добыча белого камня: разновозрастные карьеры у Венёва Монастыря; старинные катакомбы (Бяки и Лисьи Норы) у Гурьево/Метростроевского и крупные карьеры индустриального времени - заброшенные и разрабатываемые: напротив Гурьево, южнее устья Венёвки у деревни Свиридово, по обе стороны Осетра у Курбатово. В окрестностях Зарайска разработок камня неожиданно мало для такого города, да еще с каменным кремлем, несмотря на обилие естественных выходов. Имеется один большой недавно заброшенный карьер на левом берегу Второго Осетрика и невнятные следы старых разработок по обоим берегам этой же речки. Ниже Зарайска есть современный карьер по песку у Ратькино и там же вдоль правого берега - подобие небольших старых карьеров по белому камню. Еще один небольшой каменный карьер примерно 20-летней давности находится у деревни Аргуново. Крупные недавно заброшенные известняковые карьеры есть неподалеку от села Городна возле устья Осетра.
Во всех карьерах можно найти окаменевшие кораллы и ракушки. В Венёвском районе карьерами вскрываются участки карста и даже небольшие естественные пещеры (у Венёва Монастыря). Кварца и кремня здесь очень мало; зато можно найти найти кристаллы гипса и крупные белемниты в слоях юрской глины, залегающей выше известняка; больше всего её в Свиридово. В карьере севернее Курбатово кремень нередок, но только тусклых бурых тонов; здесь же попадаются крупные брахиоподы в виде внутренних слепков. У Зарайска по оврагам встречаются мелкие куски кремня насыщенного рыжего цвета в красную крапинку. Таких же много в отвалах большого карьера у речки Второй Осетрик. В небольшом карьере у устья Осетрика найдены красивые кремни желтого и красного цвета - пёстрые и полосатые, просвечивающие в тонком слое. Эти разновидности, а также чёрные кремни, нередко встречаются в окском регионе в ледниковых отложениях вперемежку с песком и галькой кристаллических пород. Выше Зарайска встречаются также массивы песка, содержащего изредка фрагменты белемнитов и морских лилий. В карьерах у Городни можно найти полупрозрачный тёмно-коричневый или светло-коричневый халцедон, пригодный для поделок.
Долина Осетра и прилегающая местность изобилуют природными и историческими памятниками. К "первому разряду" я бы отнес два из них - Бяковские каменоломни (самая длинная подземная система Подмосковья) и старинный город Зарайск. Однако объекты рангом ниже - городища, старинные деревни с церквями 18-го века, святые источники, скалы, просто живописные места - здесь встречаются едва ли не на каждом километре. Их перечисление с кратким описанием занимает оставшуюся часть этого текста. Оно разбито на четыре главы по участкам:
  1. Венёв Монастырь - Хрусловка
  2. Хрусловка - Серебряные Пруды
  3. Серебряные Пруды - Зарайск
  4. Зарайск - устье
Последовательность объектов соответствует течению реки, но читать описания можно с любого места и в любом порядке. Все координаты приведены в системе WGS84 и имеют примерно такую же точность, как спутниковые снимки Google maps.
Данный трактат не претендует ни на полноту, ни на точность всех деталей. Многие объекты несомненно требуют дополнительных исследований на местности. Если Вы считаете, что нужно что-то добавить или исправить - не стесняйтесь: гостевая книга к вашим услугам.

начало 1 2 3 4

1. Венёв Монастырь - Хрусловка


Венёв-Никольский монастырь

справа от реки в 1.5 км: lat=54.3375955 lon=38.0352688
Заезд с трассы Тула-Венёв, поворот на север в дер. Дедиловские Выселки (есть указатель), от него метров семьсот разбитого асфальта.
Действующий женский монастырь. Основан не позднее 16 века. Представляет собой фактически одну большую церковь с колокольней (Николо-Успенский храм 1696-1701 г), плюс несколько жилых домиков и обширное кладбище.
Рядом деревня Венёв Монастырь и лесной массив Тульские Засеки.
Статья в Википедиифотоотчет ПРОДУКТа (www.vagante.ru)

Заброшенные карьеры, скалы, пещерки

слева lat=54.3462515 lon=38.0051422, справа lat=54.349686 lon=38.013425
От монастыря 1.5 км на северо-запад по грунтовке вдоль лесополосы
Карьеры расположены ниже деревни Венёв Монастырь по обеим сторонам Осетра. Два самых крупных хорошо видны издалека, но сильно проигрывают при близком рассмотрении - собственно скальные участки едва ли достигают высоты десяти метров. Тем не менее, тульские туристы используют их для тренировок в скалолазании, и, судя по количеству мусора, здесь иногда бывает многолюдно.
На левой стороне в следующей излучине находится еще один небольшой карьер, вскрывающий горизонтальный участок природного карста с несколькими узкими пещерками. Они находятся метрах в четырех ниже верхней бровки. Вокруг пещерок известняк сильно ноздреват, возможно, из-за этого карьер не стали разрабатывать дальше. Вполне живописное место.
В соседних излучинах, выше и ниже по течению от этих карьеров, заметны следы еще нескольких, меньших по размеру, изрядно оплывших и заросших. Некоторые из них могут быть заваленными входами подземных разработок. Имеются также естественные обнажения. Известняк светлый, плотный, зачастую мраморизованный - состоящий из массы мелких блестящих зерен кальцита. Окаменелостей мало, кремня не встретилось вовсе, хотя он иногда попадается в русле реки.
В пойме Осетра рядом с карьерами стоят несколько кирпичных будок-водокачек, соединенных трубопроводом и линией электропередачи. Это Осетровский водозабор подземных вод для питьевых нужд города Тулы (кажется, единственный на весь город, вода которого соответствует санитарным нормам). В русле реки вода бывает не всегда, в последнее посещение (октябрь 2010) только в самых глубоких местах стояли лужи, остальное было сухим или слегка прикрытым грязью. Лишь пустые бобровые норы зияли в полуметре выше тальвега.

База отдыха, мост, плотина, лесничество

плотина: lat=54.3616077 lon=38.0262566, низкий автомобильный мост в 500 м выше, база отдыха вокруг них по обеим сторонам, лесничество в 500 м южнее
База отдыха состоит из нескольких групп небольших деревянных домиков и некоторого количества хозяйственных построек. Подъездная дорога от Венёва Монастыря, к домикам на левом берегу Осетра проезд через мост. Плотина тоже на территории базы, по ней проезда нет. По состоянию на осень 2010 года - база действующая, никакой разрухи не заметно, но водохранилище спущено и на его месте - ровная площадка, покрытая лужами и илом.
В 200 метрах ниже плотины русло Осетра пересекает грунтовая дорога, на которой стоит неглубокая лужа, еще ниже оно совсем сухое и заросло травой. Такое положение дел вызвано интенсивным забором воды для хозяйственных нужд.

Махринское городище, деревня Махринка, деревянный автомобильный мост

деревня на левом берегу Осетра, городище восточнее на мысу, ближе к реке Веркуша: lat=54.4177813 lon=38.1713104
Заезд: над трассой М4 немного южнее моста через Осетр есть эстакада, снабженная указателем на Метростроевский, но реально ведущая на грейдер к Гурьевскому карьеру. Чуть южнее эстакады от трассы отходит грунтовка на северо-запад, выводящая к большому деревянному мосту через Осетр прямо под Махринкой
Красивое место. Перечень исторических памятников федерального значения характеризует его как "поселение, 1-я половина I тыс. н.э., 16 - 17 вв. н.э.". По сведениям археолога Р.В.Клянина "На городище в 11 - нач.15 веков существовала боярская усадьба с укрепленным посадом. На посаде имеется материал 16 - 18 вв. Обнаружен денежно-вещевой клад начала 15 в."
Сейчас городище - ровная площадка размером с футбольное поле, окруженная валом высотой метра 4-5, неглубоким сухим рвом и еще одним, внешним, валом высотой метра полтора.
Еще одно городище, Аринское, практически не имеющее культурного слоя, должно находиться северо-восточнее на другом берегу Веркуши. Возможно, где-то рядом с трассой М4 и поклонным крестом с подписью "Воину Евгению".
Клянин Р.В. Эпические предания о памятниках археологииМахринский клад

Устье реки Веркуша, озеро Разлив, мост автотрассы М4 "Дон"

устье слева, lat=54.417976 lon=38.174744, мост lat=54.4192296 lon=38.1798077
Автобусы: Павелецкий вокзал - Новомосковск, метро Красногвардейская - Венёв. Ближайшая остановка в 1.5 км севернее - "Матвеевка"
Похожий на озеро широкий заросший участок русла Осетра начинается на полкилометра выше моста и тянется ниже него еще с километр. Вверх от озера еще километр - два Осетр широкий, заросший и без течения. Еще же выше его русло часто бывает совсем сухим по причине интенсивного забора воды.
Веркуша вся является заливом озера, по ней плавают рыбаки на лодках, а вот перейти ее проблематично. Проще всего это сделать уже выше слияния двух ее истоков. Левый берег высокий и красивый, есть лес, небольшие выходы камня и одна глубокая балка-приток с чистой проточной водой. У самого устья Веркуши на верху ее правого берега - Махринское городище (предыдущая статья).

Гурьевский карьер, автомобильный и пешеходный мосты

справа, старые разработки: lat=54.4057934 lon=38.1859016, новые разработки у дер. Карпово: lat=54.3905037 lon=38.1746578, часть хозяйства также на левом берегу на окраине пос. Метростроевский
Заезд из Метростроевского через автомобильный мост или с трассы М4 от эстакады (см. выше статью о Махринском городище), обе дороги - колдобистые щебеночные
Обширный карьер по добыче известняка на щебень. Разработка прекращена в середине 2000-х, хозяйство уничтожено, постройки полуразрушены - в общем, запустение и депрессия; в 2011-2012 году частными фирмами велась небольшая добыча щебня из старых отвалов, по слухам ожидается возобновление масштабных работ на южном участке.
Старые разработки в основном рекультивированы и сильно заросли. Более поздняя южная часть карьера у деревни Карпово пока что стоит как новая (на июнь 2012). Она имеет 4 уступа, скальные стенки высотой до 30 метров. Встречаются окаменевшие кораллы, крупные, но поломанные раковины брахиопод и темноцветные минералы. Кремней неожиданно мало и они невзрачные, халцедона и кварца не встретилось вовсе. В самой южной части разработок можно различить вскрытый ими карстовый горизонт, имеющий вид тянущейся на десятки метров цепочки горизонтальных расщелин и округлых "нор", самые крупные высотой до полуметра.
От карьера вдоль правого берега вниз по течению Осетра тянется железнодорожная ветка, рельсы уже начали снимать (осень 2010).

Деревня Гурьево, поселок Метростроевский, мосты

слева напротив карьера
Автобусы в/из Венёва и от метро Красногвардейская
Считается, что город Венёв находился именно на месте нынешнего Гурьево до 14 - 15 веков, когда был сожжен татарами и заново выстроен на своем теперешнем месте. Сейчас не только городище невохможно найти, но и от усадьбы 18 - 19 веков практически ничего не осталось.
Осетр здесь мелкий и извилистый, во многих местах перегорожен плотинками из обломков камня и древесного мусора. Есть автомобильный мост у карьера, железный пешеходный мост и еще несколько переходов по бревнам.

Вход в Бяковские подземные каменоломни, они же "система Бяки"

слева, на небольшой террасе посереди склона у северо-западной окраины деревни Бяково, очень приблизительно lat=54.3970 lon=38.1990
Заброска из Метростроевского (1 км) или от платформы "168-й км" жд ветки Ожерелье - Узловая (от 20 минут пешком)
За низким грязноватым лазом начинается самая протяженная подземная система Подмосковья. Суммарная протяженность ходов не менее 47 км, диаметр системы - немного меньше километра (топосъемка С.Иващенко 1995-2008, gif 79KB). Состоит из многих районов различного возраста, различной топологии и различной степени обваленности. В нескольких местах штреками вскрыты естественные трещины известнякового массива, достигающие одного-двух метров в ширину, 10 метров в высоту и прослеженные на многие десятки метров в длину. Имеется также обширное подземное озеро - или даже море, поскольку мало кто может рассказать о его дальнем береге.
В бяковских каменоломнях в юности бывали многие достойные люди, многие бывают и нынче. Самостоятельное изучение системы возможно, но опасно и непродуктивно по причине ее огромных размеров.
Обзорная карта и комментарии на сайте С.Иващенко (Таксиста),  Фотогалерея на сайте А.Кайнарова

Деревня Бяково

слева
Деревня в одну улицу, фактически окраина Метростроевского. Осетр здесь такой же мелкий, как и в Метростроевском, и через него имеется пешеходный мостик из нескольких бревен.
Бяково находится в крутой излучине Осетра. Находясь наверху, трудно представить, что под землей она пронизана выработками от берега до берега. Однако это - факт. Прямо под деревней находятся Бяковские каменоломни (предыдущая статья) - их обширная привходовая часть и район "Красные Собаки"; район "Белой Галереи" выходит за околицу деревни и вплотную приближается к берегу Осетра уже ниже излучины. Вверх от излучины плотный лабиринт ходов и залов тянется параллельно Осетру под полями-огородами, а на следующем изгибе реки несколько отклоняется от нее вглубь массива, так, что район "Штаны" заходит уже под поселок Метростроевский. Очень похоже, что знаменитое подземное озеро и популярная стоянка "Ёлочка" находятся примерно под домом поселковой администрации, а дальний северо-восточный угол системы - рядом с конечной остановкой венёвского автобуса. Вполне возможно, что и остальная часть Метростроевского и Гурьево стоят на катакомбах, пока что не присоединенных к основной системе. В этой связи особенно радует хорошая сохранность бяковских подземелий - хотя внизу встречаются обширные обвальные залы и большие массивы просачиваюшейся глины, на поверхности не заметно сколько-нибудь крупных воронок.
Бяки - вид из космосаСпутниковый снимок Бяково и Метростроевского от Яндекса (jpg, 165KB) и вариант наложения на него карты пещер (jpg, 311KB).

Вход в подземные каменоломни "Лисьи норы"; скалы, щели, провалы

вход на правой стороне реки, метров на десять выше жд ветки карьера, на внутреннем краю террасы, среди камней под скалами, очень приблизительно lat=54.3930 lon=38.1994
По карте С. Иващенко (Таксиста) суммарная протяженность 1100 м, форма - узкая и вытянутая от берега вглубь массива. Много низких ходов и неочевидных перелазов. Система до самых дальних закоулков пропитана лисьим запахом и замусорена мелкими костями и перьями; в холодное время по привходовой части носится много летучих мышей.
По местной легенде, подземелья правобережья Осетра огромны, гораздо больше нынешних Бяк, и входы в них раньше были не только в берегах напротив Бяково, но и у деревень Карпово и Сосенки. Как минимум ещё один несомненный взорванный вход находится сотней метров ниже по реке от "Лисьих Нор" в том же уровне берега; известная часть системы до него сильно не дотягивает. Немного выше по склону есть несколько небольших параллельных балок - суходолов, неожиданно крутых и глубоких; по местному преданию из них одно время добывали камень открытым способом. Полукилометром ниже по реке непосредственно справа от жд ветки - неглубокий карьер диаметром метров сто, еще дальше - длинный заросший кустами склон, тоже изобилующий ямами.
Заброшенные небольшие карьеры, заплывшие рвы и провалы видны также на левом берегу Осетра между Бяково и Хрусловкой.

Заброшенная усадьба барона фон Мекк и деревенька

справа наверху примерно в километре от реки посереди одичавшего парка, lat=54.3925776 lon=38.2246542
Подходы от Осетра или от автодороги Метростроевский - Венёв
Величественный кирпичный замок, напоминающий вокзал в Венёве, но более стройной формы и в три этажа. Построен во второй половине 19-го века, в советское время использовался под детский дом. Нынешнее состояние (осень 2010) можно описать как ободранное и частично разрушенное. Окна и двери забиты досками, внутри весь металл выдран, перекрытия верхнего этажа обваливаются. В последние годы объект пользуется популярностью - несколько фотоотчетов выложено, например, на 4turista.ru.
http://www.veneva.ru/xruslovka1.html

Мост автодороги Метростроевский - Венёв, село Хрусловка

мост lat=54.3969001 lon=38.2282591, село наверху левого берега
Те же автобусы, что и в Метростроевском, жд платформа "168-й км" (см. ниже)

начало 1 2 3 4

Автор: А.Рощин
Ссылка: http://posmotrel.net/osyotr/osyotr.html

Комментарии

  1. «Проще говоря, Бенджамин Ли - самый приятный человек и лучший кредитный специалист в его службе. На протяжении всего процесса обновления нашего бизнеса у нас была очень ухабистая дорога из-за нехватки средств. Г-н Бен всегда был в курсе всех сторон, чтобы убедиться, что все идет по плану, чтобы уложиться в наш сжатый срок для закрытия нашего кредита. Мы ценим все, что он для нас сделал, и настоятельно рекомендуем его и его кредитную компанию всем, кто хочет получить финансирование. Еще раз спасибо, мистер Бен.
    Свяжитесь с г-ном БЕНом по: 247officedept@gmail.com Также в Whatsapp: + 1-989-394-3740.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий