Эльбрус: Часть 6. День 5

Продолжение отчёта о поездке на Эльбрус в августе 2016 года.
Часть 1

Вот и наступил крайний день нашего пребывания в Приэльбрусье! Согласно экскурсионной программе, сегодня был свободный день. За четыре предыдущих дня мы успели побывать на Голубом озере и термальных источниках, подняться на гору Чегет, посетить музей Высоцкого и поляну нарзана и подняться на сам Эльбрус! Сегодня мы решили сходить к альпийскому лагерю Джантуган (2 300 метров), описанном в путеводителе по Приэльбрусью.

Используемое снаряжение:
6. Солнцезащитные очки;
7. Альтиметр;
8. Фотоаппарат;
9. Термосы с чаем и бутерброды.

Расстояние от отеля до альплагеря около 10 км, половина из которых приходится на шоссе и чтобы облегчить себе задачу мы заказали такси до пограничного поста, именуемого у местных жителей заставой (рядом находится российско-грузинская граница). Для прохода через пограничный пост при себе необходимо иметь паспорт. Погода стояла хорошая, солнечная и тёплая. Стоимость такси до заставы составила 200 рублей. На стареньком ВАЗ-2106 мы быстро добрались до заставы по извилистой лесной дороге, идущей всё время вверх. Застава находится на левом берегу горной реки Адыл, в 2,3 километра от поворота с трассы А-158 (рядом находится пансионат "Эльбрус").

фото автора

На пограничном посту нас встретили вооружённые солдаты, которые проверили наши паспорта, спросили цель и продолжительность прогулки, а также, предупредили, чтобы мы не заходили за знаки. Всё выглядело достаточно строго, как при пересечении границы, хотя это был лишь проход в приграничную область. За заставой расположена пожарная часть МЧС и альпийский лагерь "Шхельда". Тут же происходит слияние горных рек Адыл и Шхельда. За мостом через реку Шхельда находится местное кафе с экзотическим названием на балкарском языке, которое я не запомнил. В кафе мы заказали хычины (лепёшки с начинкой из мяса или сыра), шурпу (пряный суп с бараниной и обжаренными овощами, похоже на борщ), лагман (суп с лапшой, бараниной и овощами). На десерт взяли барбарисовый сок и кофе, обед на трёх человек вышел на 800 рублей, всё было очень вкусно. В этом удалённом кафе я почувствовал вкус домашней национальной кухни, еда в других кафе, по сравнению с этим, казалась фаст-фудом.

Дорога идёт всё время в гору, асфальт скоро закончился и началась каменистая и ухабистая грунтовка, для передвижения по которой пригодились бы треккинговые палки. Периодически на дороге и склонах гор встречались стада пасущихся коров, перенявших привычки лазить по горам от своих меньших собратьев. Людей по дороге практически не встречалось, лишь пару раз нас обогнало несколько машин. По сравнению с переполненными склонами снежными Эльбруса или людными кафе поляны Нарзанов, в этих диких местах горы чувствовалась совсем иначе, ты оставался один на один с природой и остро ощущал ничтожность человека перед каменными гигантами и бурными водными потоками.

У альплагеря "Джантуган" (МГТУ им. Н.Э. Баумана учебно-спортивная база "Джан-Туган" 2300 н.у.м.) мы сделали привал, подкрепившись бутербродами с чаем на берегу реки. Выше лагеря на реке Адыл начинаются пороги, образующие небольшой водопад. Сидя на огромных мокрых валунах можно вечно смотреть на обрушивающие вниз потоки ледяной воды, река берёт своё начало в ледниках. Пройдя дальше за пороги мы вышли к пешеходному мосту через реку. У моста нас встретили пограничники и спросили пропуска. Оказалось, что за мостом начинается заповедник и пройти дальше возможно только по специальным пропускам, которых у нас не было. Мы не стали спорить и стали возвращаться. Как выяснилось позже, в заповеднике начиналось самое интересное, пройдя через лес можно было выйти к песчаному пляжу у подножия старого ледника - совершенно удивительное зрелище!

фото автора

До заставы мы дошли без приключений, набор высоты в пятьсот метров прошёл незаметно. На пограничном посту мы вновь показали свои паспорта и к нам подошли представители национального парка "Приэльбрусье" и попросили оплатить экологический сбор в размере 50 рублей с человека. За заставой уже ждало такси, которое привезло нас к отелю.

Остаток дня мы провели, собирая чемоданы и слушая песни Высоцкого. Вечером выяснилось, что нас рейс перенесли на десять утра, вместо запланированных трёх часов дня. Пришлось в срочном порядке заказывать такси (1500 до аэропорта). Представители "Уральских авиалиний" не связались с нами и не предупредили о переносе рейса, это обстоятельство выяснилось случайно при электронной регистрации.

В аэропорт "Минеральные Воды" мы выехали за три часа до вылета, дорога заняла около двух часов. Как нам пояснил водитель, два часа от Тегенекли до Минеральных Вод в будний день - это быстро, мы почти не стояли в пробках, которые обычно образуются у подъезда к городу. По дороге нас завезли в Пятигорск - посмотреть место дуэли Лермонтова. Пятигорск произвёл на меня тягостное впечатление заброшенного уездного города. Место дуэли Лермонтова с Мартыновым представляет собой небольшую вымощенную площадку, на которой отмечены позиции, на которых стояли дуэлянты и небольшой обелиск. Всё довольно скучно и не интересно.

фото автора

Терминал вылета аэропорта "Минеральные Воды" очень комфортный и современный. Здесь есть, в отличие от зала прилёта, и нормальный зал ожидания, и кафе, и сувенирные магазины. Перелёт до Москвы прошёл без происшествий.

От поездки в Приэльбрусье у меня остались самые тёплые воспоминания, начиная от красот Кавказских гор и заканчивая вкусной национальной кухней. Не обошлось и без некоторых неприятных моментов, но на общем положительном фоне воспоминания о них надолго не сохраняются.